Электронные услуги в Украине станут доступнее

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ «О некоторых мерах по улучшению доступа физических и юридических лиц к электронным услугам», направленный на упорядочение и обеспечение прозрачности работы государственных реестров, развитие современных средств электронной идентификации и внедрение приоритетных для граждан и бизнеса электронных государственных услуг.

Документ предусматривает первоочередное проведение полного аудита работы государственных реестров.

«Сегодня в Украине насчитывается более 350 государственных реестров, большинство из которых функционируют абсолютно неэффективно и непрозрачно. Это является главной причиной возникновения рейдерства, коррупции и других схем при предоставлении различных государственных услуг, например в строительной или земельной сферах», – отметил советник Президента Украины Михаил Федоров. По его словам, аудит реестров и дальнейшее их упорядочение, распространение единого идентификатора физического лица для связывания данных из разных реестров и внедрение электронного взаимодействия позволит не требовать от граждан постоянно одну и ту же информацию и разнообразные справки и значительно упростить все государственные услуги.

«Прозрачная и надежная работа госреестров будет залогом безопасного развития бизнеса и эффективного управления страной в целом», – добавил советник Главы государства.

Кроме того, указ Президента предусматривает создание единого веб-портала электронных услуг, где украинцы, в том числе с использованием смартфона или планшета, смогут с помощью электронного кабинета получать доступ к информации о себе в государственных реестрах (например, об имуществе, земле, транспорте, налогах и доходах) и приоритетные электронные государственные услуги, с возможностью оплаты онлайн административного сбора за их предоставление, штрафов за административные правонарушения, госпошлины, других платежей. Так, указом в первую очередь предполагается реализация электронных услуг, связанных с рождением ребенка (проект «єМалятко»), регистрацией его места жительства, регистрацией физического лица как плательщика налогов во время первого оформление паспорта гражданина Украины, проверкой наличия у водителя документов и тому подобное.

Также для граждан предусматривается возможность подавать обращения, в том числе в государственные органы и органы местного самоуправления, с обеспечением автоматической пересылки по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, и получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений.

«Сейчас мы проводим исследования по коррупции в сфере административных услуг. Уже точно можно сказать, что это миллиарды гривен в год из карманов украинцев. Поэтому мы сформировали перечень около 200 наиболее важных услуг для граждан и бизнеса, чтобы в первую очередь внедрить их предоставление в режиме онлайн. Каждый украинец сможет видеть наш план и ход реализации этих задач на специальном веб-сайте», – сообщил Михаил Федоров.

Кроме того, указом инициируется работа над созданием механизма временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса путем подачи избирателем заявления в электронной форме, проведением электронных выборов и электронной переписи населения в Украине. 

Также будет обеспечено надлежащее функционирование электронной системы здравоохранения с предоставлением пациентам возможности использования электронных сервисов, в том числе по записи на прием к врачу с выбором времени приема, получения медицинской информации о себе (информации о пациенте, законным представителем которого является такое лицо).

Среди ключевых задач, предусмотренных указом, – ускорение наполнения Единого государственного демографического реестра, который содержит данные лишь об около 14 млн граждан, и внедрение инновационных средств электронной идентификации.

«Отсутствие у граждан средств eID является ключевым барьером на пути развития е-услуг и цифровой экономики в целом. Уже осенью этого года мы планируем начать выдачу паспортов в виде ID-карточек сразу с электронной подписью, но приоритет делаем на внедрении и масштабировании таких инновационных подходов, как MobileID и SmartID, а также других альтернативных средств. Чтобы каждый украинец смог как можно скорее ощутить преимущества цифровых преобразований в стране», – отметил советник Президента.

Перевод в электронную форму услуг, связанных с рождением ребенка, регистрацией места жительства ребенка, регистрацией физического лица как налогоплательщика во время оформления паспорта гражданина Украины будет осуществлен в течение 2019 года, других приоритетных публичных услуг – в течение 2020 – 2021 годов.

Ознакомиться с полным текстом Указа можно по ссылке.