Андрей Белоусов: «Я всегда исхожу из интересов города Днепродзержинска»

Мэр Днепродзержинска Андрей Белоусов

Один месяц городом руководит новый городской голова – Андрей Белоусов. За это время уже сделаны кадровые назначения, определены планы на будущее, расставлены акценты и перспективы развития. О своем видении этого будущего Андрей Леонидович рассказал газете «Событие».

- После выборов первое, чем вам пришлось заниматься, - это со всеми договариваться. Было сложно?

- Cкажу так: я живу по принципу «лучше плохой мир, чем хорошая война». В городе Днепродзержинске, в первую очередь, должна быть стабильная политическая обстановка. Я всегда готов договариваться, чтобы прийти к консенсусу. Политика - это наука делать невозможное и договариваться там, где это, казалось бы, нереально. Правда, в данном случае это не имеет отношения к нашим договоренностям. Не могу сказать, что это было сложно. Мы собрались с руководителями фракций и буквально в течение часа пришли к консенсусу. Сама жизнь заставила нас пойти навстречу друг другу. Для меня важно, чтобы руководители фракций не причисляли меня к каким-либо политсилам. Так как меня избрали горожане, а не отдельные политические силы, я мэр всех днепродзержинцев и буду искать точки соприкосновения со всеми политическими силами в интересах жителей города. Какие-либо немыслимые условия пока не выдвигались. Я беспартийный, но в любом случае, буду опираться на демократические силы.

- Вас до выборов связывали с Партией регионов. Тем не менее, именно представители этой политсилы остались за бортом договоренностей, но вы получили шесть новых партнеров. Это позиция или результат договоренностей?

- Вам не кажется странным, что меня одновременно связывали с Партией регионов, БПП и руководством УКРОПа - взаимоисключающими друг друга силами? Я всегда исхожу из интересов города Днепродзержинска, и не нужно меня связывать с какой-либо партией. Несмотря на то, что баллотировался от БПП, я являюсь беспартийным человеком. В своей работе всегда буду руководствоваться интересами нашего города, а не партийными интересами.

- Какие направления развития города новый мэр считает приоритетными?

- Основное – наведение элементарной чистоты и порядка. Ремонт дорог, тротуаров, освещение, уборка улиц и дорог. Я действительно постоянно буду концентрироваться на вопросах чистоты. Хочу, чтобы Днепродзержинск был чистым и убранным в любой его точке. Я подключу и найду язык с промышленными предприятиями. Когда они увидят, что городская власть работает, поверьте, они тоже подключатся, тем более что уже есть хорошее взаимопонимание с руководителями таких градообразующих предприятий, как ДМКД и «ДнепрАзот».

Очень важна работа аварийных служб, предприятий ЖКХ, устранение аварий, работа общественного транспорта, ухоженные парки, скверы, места общего пользования.

Также в первоочередных задачах здравоохранение, спорт, прозрачность власти - документооборот и система ProZorro, муниципальная гвардия, школы, садики.

Я буду, как мэр города, заниматься абсолютно всеми вопросами. Сейчас необходимо построить пять новых детских садов, и дай Бог в следующем году три из них мы уже введем в эксплуатацию. Планы огромные, требующие большого финансирования. Я буду заниматься его поиском.  Планирую привлекать как средства из области и Госбюджета, так и инвестиции от внебюджетных фондов, таких как НЕФКО и подобные.

- Сейчас самая больная тема — жилищно-коммунальное хозяйство. Будут ли какие-то структурные изменения? Какие из них вы считаете первоочередными?

- Первоочередным будет создание аварийной службы города. У ЖЭКов тариф не менялся с 2008 года, поэтому они не в состоянии устранять создавшиеся аварийные ситуации. С конца февраля в Днепродзержинске начнет действовать аварийная служба. С первого февраля же начнет работать единая диспетчерская служба. Там будут сидеть диспетчеры, туда будет стекаться информация, и вопрос не будет сниматься с контроля, так как будет зафиксирован. Неработающие лифты, крыши, освещение - все это будет приводиться в порядок. Я внимательно изучу частные предприятия, обслуживающие жилой фонд («Крона», «Толока», «Оселя», «Стела»), потому что коммунальные предприятия мы имеем возможность датировать из бюджета. Возникает вопрос: смогут ли они вообще при этих тарифах работать дальше? Поэтому я дал команду профильному заместителю проанализировать деятельность наших частных предприятий.

Поддержка ЖКХ будет. На днях я еду в Киев, чтобы встретиться не только с руководителем НЕФКО Юлией Шевчук, но с замминистра ЖКХ. Буду настаивать на включении нас в программу для получения 30  млн долларов на реконструкцию системы отопления Днепродзержинска и 25 млн евро на реконструкцию водоканала. Это длительный процесс - выделение денег может занять год, но ряд городов этот путь уже прошел и получил отличные результаты. Я буду этим заниматься, потому что основная задача мэра — привлечение ресурсов. Хотим мы или не хотим, но добрым словом мы никогда не залатаем яму или крышу, не отремонтируем лифт и не восстановим фонарь. Нужны средства, которых в бюджете сейчас недостаточно. Поэтому одна из основных задач - привлечение средств со стороны. Стратегия моей работы - привлечение и контроль за использованием средств.

- Видите ли вы перспективы в работе с системой ProZorro?

- Однозначно вижу. Во-первых, давайте сначала четко определим: система ProZorro работает в тех тендерных суммах, которые не регулируютя законом о госзакупках, то есть это товары и услуги до 200 тысяч и работы до 1,5 млн. Свыше мы не имеем права внедрять, так как там уже действуют законы Украины. У нас ProZorro будет действовать с 1 января. И мы ждем принятия закона о публичных закупках (это уже на уровне Киева), когда система ProZorro будет распространена на все (это планируется сделать в 2016 году). Тогда эта система охватит все.  Сейчас это только дотендерные закупки. Распоряжение уже подписано, проведены семинары со специалистами по системе.

- На сессии вы распорядились отложить все тендеры до 10 декабря, тем не менее, тендеры прошли в первых числах декабря…

- Это был тендер по вывозу умерших людей с территории города.  Это очень узкоспециализированная работа, и тендер этот всегда выигрывает наш «Спецкомбинат». Останавливать тендер с вывозом трупов невозможно.

- Сейчас, несмотря на влажную погоду и мороз, на мостовом переходе  ведется покраска отбойников, причем, поверх ржавчины.

- По моей команде эти работы уже приостановлены. Подрядчик дал гарантийное обязательство. Не дай Бог весной слезет хоть где-то краска – поверьте, он будет все переделывать за свой счет.

- На водоканале сложилась непонятная ситуация с долгами и задолженностью по заработной плате.

- На самом деле ситуация абсолютно ясная. Проплата за воду составляет 80%. Утечки по нормативу - 27%, фактически  же это 41%, то есть 14% потерь сверх норматива. Я уже обратился в облгосадминистрацию с письмом о выделении нам 40 млн гривен на ремонт двух самых крупных водоводов с наибольшими утечками и реконструкцию насосных станций, что уменьшит в два раза потребление электроэнергии. Надеюсь, эта просьба будет услышана. В случае реализации этих двух проектов дебет с кредитом будет сходиться, и тогда денег будет хватать на все. Сегодня на совещании (17 декабря – ред.) был озвучен этот вопрос, поднятый Анной Торишней, в связи с чем мной поручено лично Хитрову (директор «Горводоканала» – ред.), так сказать, открыть карты и показать всю бухгалтерию. Недостаток информации порождает различные слухи. Со всеми данными будут ознакомлены депутаты, чтобы они четко понимали положение дел.

- С нового года в Украине устраняются ЖЭКи. Не выйдет ли так, что их уберут, а работать станет некому?

- С нового года дана возможность людям отказаться от услуг ЖЭКов, они не устраняются. Теперь жильцы могут либо создать ОСМД, либо нанять себе нового управителя. Но учитывая те тарифы, что сейчас заложены в квартплате, сомневаюсь, что на этот рынок ринутся массы желающих. В случае, если люди не определятся, право его назначать останется за органами местного самоуправления. Отмечу, что желающие заняться обслуживанием жилого фонда не выстраиваются в очередь.

- В Днепродзержинске на аппарат управления выделено 6% бюджета, а на ЖКХ - всего 3,8%. Прокомментируйте это, пожалуйста.

- После нового года будет создана комиссия по утверждению новой структуры, которая будет вынесена на сессию в феврале. Мы изучим каждое управление, каждый отдел и каждого человека. Будет принято правильное решение - кого нужно оставить, а кого сократить. Или, может, добавить. Я хочу апеллировать конкретикой. В  феврале мы увидим новую структуру, согласованную с депутатским корпусом. Что касается ЖКХ  - основное финансирование его заключается в налогах. Они будут распределяться в феврале, поэтому 3,8% - это еще не весь бюджет, который будет получать ЖКХ. Сумма будет однозначно добавлена, кроме этого, я сейчас очень плотно работаю с руководством области и Министерством регионального развития, чтобы дополнительные суммы получить из Госбюджета.

- Будет ли в этих суммах финансирование на капремонты крыш и сетей?

- Конечно. Предусмотрен капремонт крыш, сетей, лифтов, дорог и наружного освещения. Деньги планируется получить из области на условиях софинансирования, сейчас ведем переговоры. Пока есть полное взаимопонимание, поэтому финансирование будет.

- Вы достаточно долгий срок были вице-мэром и знаете, как работали наши ЖЭКи. Будут ли сделаны какие-то выводы?

- Проще всего увольнять людей, я же ищу причину глубже. Если мы говорим о жилом фонде, то мы опять вернемся к тарифам. Те, которые существуют, не предполагают капитальных ремонтов. Даже при проплате 100% не предусмотрены капремонты крыш, лифтов и т. д. Капитального ремонта нет. В новых законах их все больше хотят переложить на плечи людей. Всегда нужно четко разделять, где виноват сотрудник, а где хоть гения поставь, который обеспечит 100%-й сбор денег, их все равно будет недостаточно. Поэтому можно лишь сравнить, когда два руководителя работают в равных условиях. Что касается ЖЭКов, я настроен на финансовую поддержку сферы ЖКХ.

- По тарифам есть какие-то планы, их будут менять?

- Тарифы на тепло и воду утверждает Киев. Что касается жилого фонда, умом я понимаю, что эти тарифы низкие, но, с другой стороны, понимаю, каков сегодня уровень  платежеспособности населения. Поэтому считаю, что жилой фонд нужно дотировать из местного бюджета. Люди не в состоянии оплачивать существующие тарифы. Тарифы европейские, а зарплаты - сами понимаете. Людям нужна помощь.

- Больше всего вопросов по отоплению: тариф очень высокий, но при этом состояние труб и оборудования просто ужасающее. Планируется ли децентрализация системы?

- Я планирую привлечь 30 млн. долларов на полную реконструкцию системы отопления. Для того, чтобы привести систему в порядок полностью, нужны миллиарды. Хочу провести децентрализацию. Со временем планируем отказаться от ТЭЦ «ДнепрАзота» и городской ТЭЦ. Это строительство порядка 16 котельных во всем городе, ближе к потребителю, чтобы не было этих километров неизолированных сетей. Не забывайте, что на ТЭЦ котлы 30-х годов, КПД низкий. Я сторонник строительства современных котельных, поближе к потребителю. Сократим длину теплотрасс, и тогда можно говорить о значительном снижении тарифов.

- Когда это произойдет?

- Буду обсуждать в Киеве в ближайшей поездке. Если договоренность будет достигнута в этом месяце, подготовка документов займет около года. Пакет документов серьезный, и он проходит через Кабмин, Верховную Раду, Минфин и Минэкономики. Думаю, если все будет хорошо, то к концу 2016 года мы приступим к масштабной реконструкции системы отопления.

- Как вы оцените работу руководителя теплосетей? Есть часть его вины в этих тарифах и тепле?

- Можно ответить объективно и субъективно. Трубы не заизолированы, но и население должно за тепло 200 млн. В чем его плохая работа? В том, что он плохо собирает с людей деньги? Говоря о Фортуне (директор Теплосетей – ред.), сейчас я присматриваюсь к работе данного руководителя.

- У вас есть заместители. Вы будете давать им фронт работ и контролировать их, или будете раздавать им задачи, а руководить процессами самостоятельно?

- Если я беру много на себя, то это не от хорошей жизни. Это значит, что в каком-то звене идет сбой, а я, как мэр города, не имею права его допустить. Я готов делегировать замам полномочия: чем быстрее они включатся в работу, тем будет легче мне. У меня появится время, чтобы отстаивать интересы города в Киеве и Днепропетровске, не вникая глубоко в каждую «дырку». Я дам заместителям два-три месяца, чтобы войти в курс дела и не буду пока жестко с них спрашивать. Надеюсь, что они, как взрослые самостоятельные люди, сами все поймут. Я готов, чтобы они брали на себя функции и тянули работу сами, мне от этого будет только легче.

- Будут заместители одновременно и начальниками департаментов?

- Нет. Начальник департамента - это одно, а заместитель - другое. Подобное совмещение приводит к тому, что зам углубляется в какую-либо ветвь. Например, один из замов курирует три департамента, и если мой заместитель станет руководителем одного из них, он не сможет руководить двумя другими.

- Будучи кандидатом, вы обещали показать, как должен работать общественный транспорт. Каковы перспективы?

- Я плотно займусь развитием электротранспорта. 12 вагонов трамвая - это мало, должно быть хотя бы 30. Я за то, чтобы транспорт работал и не было жалоб от населения.

Главное - тотальный контроль над маршрутками. Важно, чтобы мы четко понимали, что им поручено и как они работают. На каждой маршрутке уже устанавливаются GPS-контроль. Вместо трех рейсов делать один уже не выйдет, маршрутки будут ходить так, как прописано в паспорте. Существует маршрутная карта с расписанием, где указано, когда и какая маршрутка должна попасть на остановку. Программа сверит эти данные с реальными, и по итогам будут сделаны выводы. Муниципальный транспорт рассматриваю как стратегию.

- Будут ли пересмотрены тарифы на проезд в общественном транспорте?

- Я поручил этот вопрос своему заместителю и начальнику управления. Будем действовать по закону, пока не готов ответить.

- Днепродзержинцам наверняка будет интересно узнать об увлечениях нового мэра.

- Увлечения - это спорт. Раньше я очень активно занимался тхеквондо, сейчас перешел на бокс. Правда, за последние полгода я немного запустил тренировки. Надеюсь, когда войду в более-менее стабильный график, восстановлю активные занятия. Два-три раза в неделю - обязательно. Заметил, что если не занимаюсь спортом, начинаю себя хуже чувствовать.

Езжу на мотоцикле. Вырваться получается не всегда, в лучшем случае езжу раз в две недели.