«Горгаз» и воспитание послушания

Поділитись:
WhatsApp
Viber

«Люди должны понять: правила газопотребления написаны не только для газовой компании, но и для потребителей!» – отвечает Григорий Макух, начальник Днепродзержинского управления ПАО «Днепропетровскгаз» на упреки в «бесчеловечном поведении» его подчиненных. Он уверен в том, что действует правильно, выполняя законодательные акты и правила, регламентирующие отношения поставщиков и потребителей газа.

– Почему действия поставщиков газа именно сейчас стали причиной многочисленных конфликтных ситуаций, вызывая возмущение потребителей?

– Работники газового хозяйства всегда должны строго следить за соблюдением нормативных актов, регламентирующих установку и эксплуатацию газовых приборов, требовать от потребителей своевременного и полного расчета за потребленный газ. Потребители, к сожалению, привыкли к тому, что правила выполнять необязательно. Некоторые люди считают, что имеют какую-то власть или влияние, поэтому могут не соблюдать закон. Например, недавно мы проверяли один дом, в котором живут очень известные в Днепродзержинске люди. Так там из 28 квартир в 20 обнаружены незаконно установленные газовые приборы!..

Пару месяцев назад на Писках взорвался частный дом. Оказалось, что там было 2 незаконно установленных газовых конвектора.

Сегодня мы пытаемся исправить ситуацию – заставить потребителей действовать по закону. Люди с непривычки возмущаются, говорят: «Давайте по-человечески…» Выходит, что я нечеловеческими методами, но делаю свою работу. И буду продолжать.

– Как сегодня распределяются роли между «Днепропетровскгазом» и «Днепропетровскгазсбытом»?

– ПАО «Днепропетровскгаз» занимается транспортировкой газа по газопроводам и обслуживанием газового оборудования, а ООО «Днепропетровскгазсбыт» поставляет газ потребителям.

С 1 апреля бытовой потребитель будет заключать договоры с обоими предприятиями: «Днепропетровскгазу» он будет вносить абонплату за обслуживание газопроводов и оборудования, а «Днепропетровскгазсбыту» – за потребленный газ (по нормам или по счетчику).

– Неразбериха вокруг норм потребления газа, которые то снижает Кабмин, то общественная организация «Ассоциация газового рынка Украины» снова через суд повышает, вызывает недоумение и возмущение потребителей: с чего они вдруг стали должниками? Какой выход из ситуации?

– Мы пока сами не получили четких инструкций.

Действительно, после отмены судом сниженных Кабмином норм потребления многие потребители без счетчиков оказались должниками. Но мы за такие долги пока не отключаем. Что будет завтра – не знаю.

– Массовые отключения газа по стоякам – это способ давления на должников?

– В первую очередь, это предотвращение возможных аварий. Мы отключаем стояки, по которым обнаружены утечки газа и невозможно отключить подачу газа в помещении, где эта утечка происходит. Или мы не можем попасть в такие помещения. Правила запрещают возобновлять подачу газа до устранения утечки. Поэтому такие стояки будут отключены до тех пор, пока мы не выполним там все необходимые мероприятия по обеспечению безопасной подачи газа. Газ – это не вода, а в случае несчастья отвечать буду я!

Да, если я увижу злостного неплательщика, мы его квартиру постараемся отключить. Если отключаем газ именно за долги, предупреждаем за 5 дней, как положено. Другое дело, что некоторые должники не хотят получать наши уведомления, а потом говорят, что их не уведомили…

Отключения по стоякам задевают и добросовестных потребителей, но по-другому сегодня не получается – не везде есть техническая возможность отключения отдельных помещений. Я в своей работе руководствуюсь не моралью или чувствами, а нормативными актами.

– Что такое «расчетные начисления», применяемые для потребителей со счетчиками?

– Если потребитель платит в пределах расчетного месяца (максимум до 5 числа следующего за расчетным месяцем), никакие расчетные начисления потребления к нему не применяются, он платит согласно показаниям прибора учета. Но если потребитель опаздывает с платежом или не сообщает вовремя показания счетчика, то мы рассчитываем платеж примерно – по его прежним объемам потребления. Это и называется «расчетными начислениями». Когда потребитель придет на сверку, мы снимем контрольные показания счетчика и сделаем перерасчет.

Иногда оказывается, что расчетные начисления верны, иногда случаются пересчеты в ту или другую сторону.

– Многие потребители жалуются на внезапно появившиеся у них долги. Чем объяснить такое явление, как несовпадение данных в расчетных книжках и квитанциях с данными, которые озвучиваются газовой компанией?

– Потребители нередко лукавят. Случаются и ошибки в расчетах, и нерадивые сотрудники… В любом случае потребителю надо брать свои платежные документы и приходить ко мне на прием. Можно написать заявление с просьбой о сверке – мы пришлем письменный ответ с подробной расшифровкой своих расчетов.

– Что происходит с установкой счетчиков за счет газовой компании?

– НКРЭКУ требует, чтобы мы устанавливали приборы учета за свой счет потребителям. Мы это делаем, в ближайших планах – установка примерно 500 таких счетчиков. Нацкомиссия разрешает ставить приборы учета не на отдельные квартиры, а на целые дома – мы так и делаем. Закон гласит: поставлять газ без прибора учета с 1 января 2018 года будет запрещено.

– Много конфликтных ситуаций возникает вокруг поверки приборов учета: потребители говорят, что газовики специально ломают их или признают негодными. Прокомментируйте эти обвинения.

– Мы не поверяем счетчики – это делает государственная метрологическая служба. Мы только снимаем и после поверки устанавливаем приборы учета. Поверители и делают заключение о непригодности прибора учета. Некоторые счетчики были куплены еще в 90-е годы прошлого века, их уже невозможно отремонтировать.

Мы устанавливаем новые приборы учета взамен негодных за свой счет только там, где эти счетчики – наша собственность, то есть мы их в свое время и устанавливали.

– Газовиков сегодня обвиняют в незаконных действиях и в злоупотреблении монопольным положением. Как вы относитесь к негативу, который выплескивается со стороны потребителей?

– Я не с другой планеты – я тоже потребитель газа и других услуг. Понимаю, что есть законы и правила. По-моему, если ты с чем-то не согласен, что-то считаешь незаконным и неправильным, жалуйся! В НКРЭКУ, в АМКУ, в полицию, прокуратуру, суд… Голословные упреки неприятны. Если мои подчиненные неправы, будем разбираться. Я так и делаю – за 3 месяца работы в должности некоторых руководителей подразделений поменял уже дважды.

– Как вы оцениваете деятельность депутатской комиссии горсовета, занимающейся проблемными вопросами взаимоотношений горожан с “Горгазом”?

– Скорее негативно. Кому они реально помогли? Только накручивают людей, делая из работников “Горгаза” врагов. Если есть у депутатов желание помочь, давайте конструктивно вести диалог. Да, в наших регламентирующих документах есть противоречия – давайте требовать их устранения! Но требовать, чтобы мы нарушали нормативную базу, чтобы кому-то сделать облегчение, это не работа, а популизм.

Мы же стремимся к жизни в цивилизованном мире, а там соблюдение законов – норма. К законопослушанию надо привыкать.

Беседовал Валентин Фиголь