Днепродзержинск начался со станции Тритузная

Очередное заседание историко-краеведческого клуба "Днепродзержинск-Каменское" состоялось в одном из самых старых районов города - на станции Тритузная и ее околицах, где краевед, автор книги "Мой город" Игорь Викторович Подзерко, провел познавательную экскурсию.

"Я хочу сконцентрировать свой рассказ на том, что возникновению города Каменское, прежде всего способствовала станция Тритузная, - начал свой рассказ Игорь Подзерко. - В 1884 году была запущена Екатерининская железная дорога. Для ее дальнейшего строительства нужны были шпалы. Поэтому в том же году здесь, на берегу Днепра, был построен шпало-пропиточный завод и станция Тритузная. На станции загружали шпалы на вагоны и увозили на место назначения. Принимали контейнеры немножко дальше от станционного здания. Там сейчас частное предприятие, на территории которого находится громадный разрушенный пакгауз, стоящий до сих пор на балансе железной дороги".

В семейном архиве Игоря Викторовича хранится фотография коллектива работников станции. Одним из них был его дед, Данила Прохорович Усенко-Андрущенко, работавший весовщиком. За станцией до сих пор стоит здание, где была весовая. "Работники станции были не романковские, а приезжие, - продолжает И.Подзерко. - Станция Тритузная явилась судьбоносной для маленького села. Ведь, благодаря стальной ветке длиной чуть более 6 километров с конечной станцией Тритузная было выбрано место для строительства металлургического завода. Через 4 года после пуска металлургического завода была выкуплена территория, на которой находился шпало-пропиточный завод (территория аглофабрики и ДДГРЭС. - прим. автора), а сам завод в 1892 г. перевели на станцию Кайдаки. А уже в 30-х гг ХХ века - в Новомосковск".

Вокруг станции сам по себе существовал поселочек. Потом образовалась улица Железнодорожная, которая тянулась от станции и до улицы Корчевского. Она и сейчас существует. Хотя увиденное произвело удручающий вид. Люди живут в хатках, построенных еще в XIX веке. Условия жизни ничем не отличаются от дореволюционных лет: ни газа, ни водопровода. Правда на крыше одной такой хибарки мы увидели атрибут XXI столетия - спутниковую антенну.

"В списке Клунникова (жандарма и полицейского в одном лице), составленного в 1909 г. было написано, что улица Железнодорожная насчитывала 58 домовладельцев, - рассказывает краевед. - Кстати, я тоже являюсь владельцем участка на этой улице. У меня от прадеда остались документы на его владение, оформленные уже в советское время (с нотариальными записями, свидетелями и т.п.). Но там люди живут и сейчас. У прадеда был большой сад с разнообразными деревьями. Когда моя мать Нина была маленькой, ее дедушка привел к персиковому дереву и сказал: "Вот смотри, растут два персика. Так ты их не рви, пока не созреют. Мы тогда попробуем, какие они, хорошие или плохие". Она их и не рвала. Просто от каждого откусила по кусочку".

В то время ни Верхняя ни Нижняя колонии не имели названия улиц. Только номера домов были. А вот вне этих колний улицы имели названия. "Еще до 60-х годов XX в. в доме № 48 по улице Железнодорожной, работало Сельпо, в котором можно было купить папиросы, которые не везде были, и свежую рыбу, - вспоминает Игорь Викторович. - При прокладке новой железнодорожной магистрали к построенной в 1938 году аглофабрике, Железнодорожная улица была урезана. А при строительстве аглофабрики № 2 и расширении железнодорожных путей к ней в начале 1960-х годов Железнодорожная вообще потеряла вид улицы и стала островком среди стальных путей".

Что означает название станции Тритузная так до сих пор конкретно никто не может сказать. К тому же в 10 километрах от станции расположено село Тритузное. Что связывает их? По одной версии запорожский казак, основатель села Тритузное, хвастался своми тремя сыновьями-"тузами". Но И.Подзерко склонен поддержать другую весию, выдвинутую учителем истории СШ № 44 Владимиром Михайловичем Дзюбой. Историк нашел еще несколько сел с названием Тритузное, и все они находятся на берегах речек. На основании этого он сделал вывод, что названия происходят от небольших гребных лодок - "тузов", которые находились на переправах. И таких лодок рационально было иметь три. Так оно или иначе, но иных версий пока-что никто не озвучил.

В.Куленко