История «ворот города»: Днепродзержинск запрыгнул в последний вагон уходящей эпохи

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Этой автомобильной развязкой над железнодорожными путями сегодня ежедневно пользуются тысячи жителей и гостей города. Проехав ее, сразу попадаешь на проспект Юбилейный. А там уже и до центра рукой подать. Ни тебе пробок, ни петляний по узким улочкам – словом, таким и должен быть въезд в крупный промышленный город. Трудно поверить, но этот мост мог навечно остаться незавершенным долгостроем и уйти в небытие, как ряд других заброшенных грандиозных задумок, связанных с нашим городом… 

Как удалось закончить строительство указанной транспортной развязки, ставшей, по сути, действующими «воротами города», журналисту рассказал Сергей Александрович Шершнев, который в период с 1992 по 1996 г. был председателем Днепродзержинского горсовета народных депутатов (сейчас это мэр города).

Долгострой 

В беседе с журналистом Сергей Александрович рассказал, что данный проект достался ему в наследство. При ком из руководителей города его начали возводить – сказать трудно, но работы, по информации С. Шершнева, были заморожены лет 15 фактически на начальном этапе (выполнено было не более 30% от необходимого).

Довести эту транспортную развязку до ума, по словам Сергея Александровича, было его мечтой на должности мэра. Он объяснил:

– Меня всегда угнетало, что такой крупный промышленный центр, как Днепродзержинск, не имел тогда нормального въезда со стороны Днепропетровска. Весь автотранспорт вынужден был ехать в объезд и заезжать на проспект Юбилейный через улицу Чапаева. Это было очень неудобно.  

При этом, по словам С. Шершнева, он понимал, что своими силами такое строительство город не вытянет. Необходимо было договориться с региональным руководством о помощи из областного и государственного бюджетов. И вот однажды такая возможность представилась…

Хитрый ход 

Заканчивался декабрь 1994 года. Это было особое время. Днепродзержинск еще пребывал в эйфории от пуска левобережного моста. Этот объект был масштабным даже по меркам Украины. На его торжественное открытие, которое проходило 24 декабря 1994 года, приезжали президент Леонид Кучма и Павел Лазаренко, в то время бывший губернатором Днепропетровщины.

Сергей Александрович уточнил, что Павел Иванович Лазаренко сыграл ключевую роль в завершении строительства левобережного моста. Он лично контролировал ход работ. Кстати, при нем тогда строилось метро в Днепропетровске, скоростной трамвай в Кривом Роге и ряд других важных объектов для региона.

Сергей Шершнев рассказал, что 31 декабря решил поехать в облгосадминистрацию, поздравить губернатора с наступающими праздниками. Во время встречи он от имени горожан поблагодарил главу области за помощь в строительстве левобережного моста. Позже, когда уже разговорились, Сергей Шершнев сказал Павлу Лазаренко, что у него к нему небольшой вопрос: мол, есть в городе один важный незаконченный объект. При этом мэр показал губернатору схему начатого строительства указанной автомобильной развязки. Чертеж был простеньким, умещался всего на одном листе. Но была в нем одна хитрость… 

Оказывается, перед визитом в Днепропетровск мэр поручил городскому управлению архитектуры подготовить чертеж данного объекта. При этом цветовую гамму попросил сделать такой, чтобы, взглянув на нее, казалось, что 70% работ (а не 30%, как на самом деле) уже выполнено. И уловка мэра на фоне новогодних праздников и эйфории после удачного завершения левобережного моста сработала! Указанную развязку Павел Лазаренко согласился включить в перечень объектов, строительство которых контролировала облгосадминистрация. Для того времени это означало серьезное финансирование объекта и привлечение к его сооружению дополнительных строительных ресурсов.

Не все шло так просто 

Уже 2 января 1995 г., после предновогоднего разговора с мэром, Павел Лазаренко прислал в Днепродзержинск своего зама Эдуарда Дубинина (кстати, заметьте, как работали тогда руководители). Эдуард Владиславович был профессиональным строителем. Понятно, что уловка Сергея Шершнева мгновенно раскрылась, но принятое решение помочь в строительстве этого объекта Павел Лазаренко отменять не стал.

Стоит отметить, что даже при содействии области строительство шло сложно, на него не хватало средств. Сергей Шершнев вспоминает момент, когда нескольким институтам Эдуард Дубинин поручил упростить проект (с целью удешевления строительства). Специалисты выполнили просьбу облгосадминистрации, при этом «постарались» так, что от изначальной задумки практически ничего не осталось. Когда ученые на совещании озвучили свои предложения, Сергей Шершнев, по его словам, не выдержал и сказал им:

– У вас что, нет мужества сказать, что больше упрощать нельзя? Как вам не стыдно, это же для потомков делается! (При этом мэр добавил пару слов, которые печатать в прессе нельзя)  

Далее наступила тишина, которую прервал присутствующий Эдуард Дубинин:

– Мэр прав, делайте так, как было изначально в проекте.

«…резать трамвай!!!»

К сожалению, нет возможности в рамках одной публикации рассказать со всеми подробностями о том, как делались эти большие для города дела. В частности, Сергей Шершнев вспомнил такой эпизод. На подъезде к будущей развязке (со стороны Баглея) прямо на месте будущей проезжей части стояла высоковольтная опора. Бывший градоначальник объяснил, что для завершения объекта ее необходимо было перенести на пару десятков метров в сторону от будущей трассы (изначально при проектировании этот фактор не учли). Для этого, по словам Сергея Александровича, на несколько часов пришлось отключать от электроэнергии ДМК, верхний и нижний коксохим. Такие мероприятия требовали большой слаженности и четкой организации, ведь на упомянутых предприятиях проходил непрерывный технологический процесс.

Был момент, когда Сергей Шершнев дал своим помощникам приказ немедленно резать (разбирать) трамвайные пути. По этой причине горожане целых 2 месяца были без нормального трамвайного сообщения в сторону Соцгорода. Но такое кардинально жесткое решение тогда дало возможность достроить объект, не допустив его упрощения (кстати, именно с того времени появилась петля для разворота трамвая на остановке «Ул. Маяковского»).

По словам Сергея Шершнева, для строительства моста пришлось забивать специальные сваи (чтобы обеспечить прочность конструкции, они должны были достать до скалы). Для этого в Днепродзержинск доставили редкую японского технику…

Мост был сдан в эксплуатацию где-то в 1997 году, когда Сергей Шершнев уже не был мэром. С того времени в нашем городе не было построено ни одного подобного инфраструктурного объекта. 

От автора. Сегодня не модно рассказывать о достижениях Украины в период второй половины ХХ века, особенно если к осуществлению успешных проектов были причастны опальные ныне политики (например, Павел Лазаренко). Однако из песни слов не выбросишь, это наша история, нравится это кому-то или нет. 

К сожалению, при подготовке публикации журналист так и не смог найти ни одного фото строительства данного моста. Однако мы смогли отыскать оригинал Плана упомянутой транспортной развязки. Документ изготовлен «УкркоммунНИИпроектом» (учитывал изменения на 1993 г.). Фото смотрите ниже.

История «ворот города»

История «ворот города»

История «ворот города»

История «ворот города»

Игорь Кузьминский