Краеведы Днепродзержинска обсуждали историю аэроклуба

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Темой ноябрьского заседания историко-краеведческого клуба был доклад Александра Слоневского об аэроклубе.

“Тема, на мой взгляд, интересная, – говорит докладчик. – Во-первых, мне удалось найти документы, ранее неизвестные, касающиеся истории аэроклуба. Во-вторых, одна из глав третьего издания книги “История в лицах или Портретная галерея Каменского-Днепродзержинска”, которая вскоре выйдет в свет, посвящена начальнику городского аэроклуба Федору Чухачеву”.

В 30-е годы прошлого века СССР готовился к войне. В это время активизировалась оборонно-массовая работа ОСОАВИАХИМа. В 1934-36 годах под эгидой ОСОАВИАХИМа в Украинской ССР создается разветвленная сеть аэроклубов. В числе других был открыт такой клуб и в Каменском. “Он был создан на базе летно-планерной станции, организованной еще в 1930 году., – продолжает А.Слоневский. – В августе 1934 г. в Каменское прибыли одни из первых Героев Советского Союза Василий Молоков и Николай Каманин, совершавшие поездку по Украине с целью создания аэроклубов. В городском парке состоялся большой митинг, на котором решено было организовать аэроклуб и присвоить ему имя Молокова. Большой любитель спорта, директор металлургического завода Иосиф Манаенков поддержал эту идею финансово. Лётное поле аэродрома располагалось в районе современного железнодорожного вокзала. В феврале 1935 г. на клубном аэродроме приземлились четыре самолёта “У-2”, и в том же году состоялся первый выпуск аэроклуба в количестве одиннадцати пилотов. Первым начальником местного аэроклуба стал Михаил Маркин, до этого работавший старшим авиатехником сельскохозяйственной авиации. Маркин инициировал закрытие синагоги Савийского. Но для этого требовалось собрать 10 тысяч подписей жителей Каменского, которые поддерживали эту идею. С помощью первого секретаря горкома комсомола тов. Юнгельсона отряды местных комсомольцев всего за шесть дней собрали 12 тысяч подписей, и 13 мая 1935 года из Киева пришло постановление Секретариата ВЦИК о разрешении Каменскому горсовету закрыть синагогу.

Парашютная станция размещалась на улице Заварихина. Неподалёку, в городском парке была установлена 75-метровая парашютная вышка. Испытать себя на «парашютке» могли в выходной день все желающие. Аэроклуб готовил для Красной Армии достойное пополнение. Достаточно сказать, что во время Великой Отечественной войны пятеро бывших аэроклубовцев – В. Дрыгин, С. Левчук, И. Сачко, Н. Логвиненко и А. Худякова – были удостоены звания Героя Советского Союза, а И. Степаненко стал дважды Героем!

Но не всё было радужно в жизни аэроклуба. В апреле 1936 г. первый секретарь горкома партии Лысов вызвал к себе Маркина и предложил разбросать с самолётов по районам области полтора миллиона листовок о весенней предмайской ярмарке, которая должна была состояться в переименованном Днепродзержинске. Маркин отказался выполнять директиву, мотивируя свой отказ отсутствием топлива. Лысов расценил его действия, как порочащие авторитет секретаря горкома. В конце апреля Маркина исключают из партии, снимают с работы и выселяют из трёхкомнатной квартиры.

После Маркина начальником аэроклуба назначили профессионального лётчика, капитана Фёдора Чухачёва. Однако и он недолго поработал в этой должности. 1 октября 1937 г. Фёдор Тарасович Чухачёв был исключён из партии со следующей формулировкой: “За связь с врагами народа Бубашко, Викторовым, Ивановым и другими. За поддержание родственных связей со своим тестем и шурином, арестованных органами НКВД, как враги народа. За самоснабжение (получение сапог, обмундирования, бязи), за покровительство социально-чуждым элементам (Вострухин и др.), за зажим критики и развал работы аэроклуба”.

Во время Великой Отечественной войны Фёдор Чухачёв воевал в небе, а после контузии – в пехоте, в составе войск 4-го Украинского фронта. Войну окончил в Венгрии, демобилизовался в 1946 году в должности военного коменданта одного из местных
селений. За проявленные смелость и мужество капитан Фёдор Тарасович Чухачёв награждён орденом Красной Звезды и боевыми медалями”.

После войны аэроклуб был закрыт. А в начале 70-х, когда в результате несчастного случая разбился парень, парашютную вышку демонтировали.

В.Куленко