Наш старый добрый трамвай

20-й трамвай едет по пр. Ленина

27 ноября днепродзержинский трамвай праздновал свое 78-летие.

Ну, куда ты спешишь, одинокий и старый трамвай,
Целый день напролет по печальному длинному кругу?
Хоть чуть-чуть тормозни, поболтаем с тобою, давай,
Про житье, про бытье и, конечно, еще друг про друга.

Этот стихотворный куплет Ильи Кулева из Усть-Каменогорска, как никакой другой, отражает отношение к самому первому общественному  виду транспорта в нашем городе - трамваю, единственному, обеспечивающему право на бесплатный проезд пассажиров льготных категорий.

Уже к середине 30-х годов минувшего века  на местном уровне активно обсуждалась проблема отсутствия в Каменском общественного транспорта. Основная масса горожан работала на металлургическом заводе. В любое время года и погоду им приходилось своим ходом следовать из ближних поселков в центр города, преодолевая  пешком по 10-20 километров. В апреле 1934 года делегация уехала в Москву к наркому С. Орджоникидзе с ходатайством об оказании помощи в строительстве первой трамвайной линии в городе Каменском. Нарком дал «добро»,  профинансировав строительство первой линии.

Здание старого «Депо-1».  Просуществовало до 70-х годов. Новое «Депо-1» построили в 1975 г.

Первая очередь трамвайного маршрута  в нашем городе (по капризу чиновников переименованная в «четвертый») была проложена 78 лет тому назад, в 1935 году. Проектировал маршрут инженер-конструктор Днепровского металлургического завода И. Т. Новиков, позднее занимавший пост председателя Госстроя и заместителя председателя Совета Министров СССР. Начальником строительства первой очереди был К. В. Пащенко. Первым директором трамвая (так тогда называлась эта должность - прим. автора) был  В. И. Зубинский, поработавший всего лишь год в этой должности.

К Октябрьским праздникам была построена первая очередь трамвайной линии, которая проходила от новопостроенного цементного завода через улицы Спортивную, Сыровца до улицы Украинской. 27 ноября 1935 года состоялся праздничный митинг в честь открытия трамвайной линии в Каменском. Первое трамвайное депо, находившееся на улице Коммунарной, имело одну смотровую канаву, пару путей отстоя и гараж. В те годы трамвайные вагоны в день перевозили 40 тыс. горожан. А население всего города тогда составляло 140 тыс. чел.

Всего через год была построена уже вторая очередь: ул. Украинская - ул. Колхозная (Лермонтова). В 1938 г. была построена третья очередь от улицы Колхозной до улицы Колеусовской. Трамвайная линия связала коксохимический завод им. С. Орджоникидзе с центром города. На следующий год была пущена четвертая очередь  по маршруту пр. Ленина - ул. Октябрьская (Юбилейный проспект) - ул. Народная (район улицы Чапаева).

Укладка трамвайных путей через Баглейский путепровод

Пуск первого трамвайного вагона через Баглейский путепровод (1949 г.)

Остановка трамвая  на перекрестке улицы Сыровца и улицы Москворецкой в 1949 году

Таким образом, в 1939 году заработал уже второй маршрут, связавший центр города со спальными районами, продолжавший свое развитие в направлении единственной на то время в городе железнодорожной станции - Баглей. На втором маршруте работали только одиночные вагоны (моторные), так как на опасном спуске по проспекту Ленина ненадежно было выпускать двухвагонные поезда (моторные с прицепами). Альтернативы трамваю в те времена вообще не было. Людей утром будил звонок  первого трамвая, а ночью они засыпали под звонок последнего.

Трамвай  маршрута №2  в районе конторы «Заготзерно», 50-е годы

Пр. Ленина, 50-е годы

Новопостроенный маршрут №4. Остановка «28 школа» (1965 г.)

Цифры
Стоимость первой очереди - 1,5 млн рублей.
Длина пути - 12,5 км.
Уложено шпал - 18450 штук.
Установлено 400 опор контактной сети.
Куплено 6 моторных и 6 прицепных вагонов серии «Х» Мытищинского производства.
Стоимость второй очереди - 1,2 млн руб.
Длина построенной очереди составила 9,7 км.
В 1939  г. первый маршрут обслуживало около 15-20 единиц, которые были сцеплены и работали двухвагонными поездами.
Второй маршрут обслуживали 4 одиночных вагона.

Виктор Куленко
Д. Рейтер