«Днепропетровскгаз» оштрафовали на 34 млн грн и обязали провести потребителям перерасчет

«Днепропетровскгаз» оштрафовали на 34 млн грн и обязали провести потребителям перерасчет

Стоит ли людям ждать возврата средств? 

Решение Антимонопольного комитета

10 декабря 2019 г. на сайте Кабмина появилось сообщение, что Антимонопольный комитет Украины оштрафовал облгазы в 16-ти областях на общую сумму 278 млн грн. Причина – данные субъекты хозяйствования, занимая монопольное положение у себя в областях, с октября 2018 г. по август 2019 г. доначислили жителям потребленное количество газа. Напомним, речь идет о приведении объемов потребленного газа к стандартным условиям, которое газовые компании внедрили с октября 2018 г. (зависит от температуры наружного воздуха).

Отметим, что среди оштрафованных были «Днепропетровскгаз сбыт» и «Днепропетровскгаз». Их наказали на 34 млн грн.

Более того, в сообщении АМК Украины говорится, что данный Комитет также обязал облгазы:

- осуществить потребителям перерасчет (то есть, по сути, вернуть деньги);

- прекратить указанное нарушение законодательства.

Ответ газовиков

11 декабря «Днепропетровскгаз» разослал по СМИ сообщение. В нем газовая компания заявила: АМК не разобрался в ситуации, вынес поспешное и необоснованное решение.

В «Днепропетровскгазе» подчеркнули: приведение газа к стандартным условиям предусмотрено Законом «О рынке природного газа» и другими нормативными актами.

Газовая компания расценила такие действия АМКУ как «давление чиновников на бизнес … нанесение вреда всей газовой отрасли».

Редакция связалась с пресс-службой «Днепропетровскгаза». Нам сообщили, что газовики намерены обжаловать решение АМКУ в суде. При этом, компания и в дальнейшем намерена при расчетах с жителями приводить объемы потребленного газа к стандартным условиям.

Юридические тонкости

Норму, по которой объем газа, использованный потребителем, необходимо приводить к стандартным условиям, облгазы действительно взяли не с потолка. В частности, об этом говорит п.5.3 Типового договора распределения природного газа, утвержденный постановлением НКРЭ КУ №2498 от 30.09.2015 г.

Но есть интересная деталь, которую журналистам в свое время разъяснили специалисты Каменского центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (структурное подразделение Минюста). Для приведения потребленного газа к стандартным условиям «Днепропетровскгаз» использует  Методику, утвержденную приказом Министерства топлива и энергетики Украины №116 от 26.02.2014 г. (на этот документ они делают ссылку в «личном кабинете» и непосредственно в самой платежке). Почитайте пункт 2 указанной «Методики». Он называется «Отрасль использования» (указанного документа – прим.автора). Так вот, там написано, что действие этой самой «Методики» распространяется (а сейчас - внимание): на субъектов хозяйствования (то есть, на предприятия), кроме граждан-предпринимателей. Таким образом, с учетом положений упомянутого пункта 2 Методики, по мнению юристов Минюста, можно сделать вывод, что неправомерно использовать данный документ для приведения к «стандартным условиям» объемы газа, использованные бытовыми потребителями.

Что делать?

Еще раз приведем комментарий юристов Каменского центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи:

Проблема непростая. Быстрого решения ее нет. Тем не менее, ситуация начнет меняться, если потребители начнут писать жалобы. Во-первых, необходимо написать претензию в адрес самих облгазов. При этом указывать, что суммы к оплате им выставили, используя нормативный документ («Методику» — прим.автора), который не предусмотрен для того, чтобы использовать его в отношении бытовых потребителей. Аналогичные обращения целесообразно направлять в органы по защите прав потребителей, Нацкомиссию, осуществляющую регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, и обязательно в Антимонопольный комитет.

От автора. Судя по штрафам, которые уже применили к «Днепропетровскгазу» (и многим другим облгазам) НКРЭ КУ и теперь Антимонопольный комитет, жалобы потребителей начинают действовать.

 

Игорь Кузьминский