Ирина Сизоненко: «Я - художник, и это моя форма борьбы»

Каменское не просто промышленный город, это родина многих творческих людей. Ирина Сизоненко - член Национального союза художников Украины, директор Украинско-польского центра Университета таможенного дела и финансов.

Выставки художницы проходили не только по всей Украине, но и далеко за ее пределами: ОАЭ, США, Польша, Эстония. В 2015 году Ирина представила художественный проект «Мой Крым. Четыре времени года» как личный протест автора против аннексии Крыма. Выставка была успешно презентована на XXVI экономическом форуме в Кринице (Республика Польша).

- В каком направлении вы работаете?

- Я работаю в стиле, который определяют как постмодерн. Но я хочу сказать, что всегда работаю над собственной стилистикой выражения, потому что тема и идея диктуют стиль выражения. Мои работы разных лет очень отличаются друг от друга. Я не понимаю художников, которые выработали какие-то застывшие формы и постоянно пользуются ими. Для меня стилистика - это вещь гибкая и принципиальная. Я люблю мир, наблюдая природу, людей, вижу тонкие и красивые вещи, которые пытаюсь изобразить в своих работах. Иногда о работе я могу думать год и полгода, а потом очень быстро ее сделать.

- Какова тематика ваших работ?

- В связи с последними событиями в стране меня начали интересовать такие понятия, как наша Украина, наша земля как самая большая ценность. Для меня знаковая вещь - это украинская степь. Это чернозем, поросший разными травами... Это охра, багрянец - перламутр украинской степи. В этой степи зарождалась духовность народов, которые здесь жили. Когда я презентовала свой проект «Свет с востока» в Абу-Даби, я знала, что солнце сначала восходит над Украиной.

Через Украину проходили разные народы, оставляли здесь свою культуру и свои знаки, и меня это всегда волновало и стало основной темой творчества. Мое сердце состоит из двух половинок: одна часть принадлежит Украине, а вторая - Польше. Более 10 выставок прошли в Польше. Я рисую очень много польских городов с их архитектурой и хочу сказать, что Каменское тесно связано с польской культурой. Я рисую костел, старую польскую колонию. Сейчас работаю с эпистолярным наследием поляков, которые здесь жили в конце XIX - начале XX века. Это целый проект. Верхняя колония с костелом, заводоуправлением, инженерным клубом и жилыми домами создает свой неповторимый исторический климат, являются источником вдохновения. У меня была выставка в Харькове, в Генеральном консульстве Польши «Камера обскура: это, собственно Польша…». Там представлены работы с изображением старинных польских городов, были включены и работы с нашей Верхней колонией. Я хочу сказать, что разницы не было никакой. Это одно духовное пространство, которое нельзя перекрыть границами.

- Как вы работаете?

- Творчеством занимаюсь в свободное от работы время, где угодно. Например, я ехала в Варшаву на автобусе, увидала, как красиво туман стелется над полем, видно шпили костела. Вспомнила костел в Каменском, вспоминаю маму, историю семьи, и у меня рождается работа: наш костел на фоне ночного неба, но звезды не простые, а морские - как дно небесного океана. Я стараюсь увидеть что-то необычное в повседневных явлениях. Незаметная тихая жизнь вещей, которые окружают человека. Это композиции с сакральным смыслом. Нет работ чистой концепции, но есть концептуальные вещи. Люблю делать работы, связанные с историческим прошлым, постоянно нащупываю эту духовную нить, которая соединяет с прошлыми эпохами и культурами. В своих работах занимаюсь духовной реинкарнацией.

- С чего вы начинали, как пришли к творчеству?

- Я начала рисовать в детстве. Мы брали мел и рисовали на асфальте, мне так нравилось, я аж ладошки стирала. В ДК Горького ходила в художественную студию Николая Косинского. Потом я увлеклась искусством серьезно и поступила в Киеве в Национальную академию изобразительных искусств и архитектуры, тогда было 15 человек на место. Нас в группе было 7 человек. Я получила элитное образование с самыми лучшими преподавателями.

- Что вас увлекало на заре вашего творческого пути?

- Я всегда любила книги, которых у нас дома было много. Когда меня в детстве наказывали, я всегда пряталась в кладовку, папа это знал и поставил там маленькую лампочку-«грибок». Я ее включала, садилась на мешок с семечками, а из второго мешка доставала книги, которые не поместились в шкафах, и по буквам складывала слова, читала, картинки перерисовывала. Поэтому я любила книжную графику. Я выпустила книгу «Три рассказа из детства взрослых людей», там оформление и вся графика - мои.

- «Мой Крым. Четыре времени года». Как возникла идея?

- Сейчас для меня важная тема, которой я просвещаю жизнь и творчество, - Крым. Я считаю, что Крым принадлежит всем народам и мне тоже - я там провела свое детство, я там работала как художник, это моя мастерская под открытым небом. Идея возникла с начала аннексии Крыма и нарушения гражданских свобод личностного пространства каждого человека, живущего в Украине. Выставка состоит из фотографий и графики. Фотографии я делала на протяжении пяти лет, а графика разных годов. Это ретроспективная выставка, некоторые работы были созданы 10 лет назад, некоторые уже после аннексии Крыма по каким-то воспоминаниям и наброскам. Есть работы, которые созданы на уровне моего осмысления данных событий, на уровне знаков. Сейчас я работаю над картиной, где изобразила волну. Она поднялась и застыла, это хрустальная волна, которая оживет только тогда, когда мы вернемся в Крым. Это работа на уровне моей мечты, которую я воплощаю таким образом. Эта выставка была на XXVI экономическом форуме в Кринице, было выставлено 10 лучших работ в телевизионном павильоне. Работы увидели представители 60 стран мира. Я выступала в дискуссионной панели по поводу аннексии Крыма. Пока я буду жить, буду бороться за Крым всеми доступными методами. Это моя форма борьбы за свободный и независимый Крым.

- Какие планы?

- «Мой Крым...» после презентации в Киеве я везу в Варшаву. Хочу, чтобы в Европе все видели, что мы в борьбе за Крым. Сейчас я начала работу над большой выставкой, посвященной творчеству Бруно Шульца. Это потрясающий писатель и художник, которого в 1943 году застрелил немецкий офицер, когда тот просто вышел за хлебом в синагогу в Дрогобыче. Он считал себя гражданином всего мира, его творчество удивительно. Он создал огромное графическое и художественное наследие, и его история не оставляет меня равнодушной.

Беседовала Екатерина Киба