Работа учителя продолжается постоянно

Светлана Анатольевна, преподаватель с 29-летним стажем

Специалист высшей категории Антипова Светлана Анатольевна уже 29 лет работает преподавателем обществоведческих дисциплин в школе №37 Каменского. Учитель-методист, победитель областного и дипломант Всеукраинского тура конкурса «Учитель года-2007» в номинации «Правоведение». Активно сотрудничает со Всеукраинской организацией учителей истории и обществоведческих дисциплин «Нова Доба». Стала соавтором учебного пособия для старшеклассников «Разом на одній землі. Історія України багатокультурна».

- Как вы стали учителем?

- Не могу сказать, что я хотела быть учителем. Мне нравилась история, и по окончании школы я поступила на истфак Днепропетровского государственного университета. По распределению была направлена в Днепродзержинск и пришла работать в 37-ю школу. Работа мне нравится, поэтому я и работаю учителем так много лет.

- Помните первый урок?

- Первый урок я проводила как классный руководитель 5-го класса. Для меня это было сильным эмоциональным переживанием - ко мне пришла директор школы Галина Александровна Черневецкая. В дальнейшем мое становление как учителя проходило под ее чутким руководством.

На уроке говорили о Саманте Смит - 13-летней американской девочке, которая в разгар «холодной войны» написала письмо Ю. Андропову - главе СССР. О том, что даже маленький человек способен прокладывать мосты дружбы между народами.

- Дети сейчас и 15-20 лет назад отличаются?

- Сейчас растет поколение «большого пальца», которое постоянно клацает телефоны. Есть определенное количество детей, которые стали интернет- и игрозависимыми. В остальном большой разницы нет. Все те же радости, проблемы и конфликты. К большому сожалению, изменились не дети, а их родители. Когда я пришла работать в школу, мне было 23 года, и родители, которые были старше меня в полтора-два раза, с большим уважением относились ко мне как к учителю. Сегодня родители считают, что воспитанием их детей должны заниматься детский сад и школа. Когда ребенок учится в начальной школе, родители практически ежедневно ходят в школу и прислушиваются к учителю. Но начиная с 5-го класса большинство родителей считают, что можно меньше времени уделять своему чаду. И получается так, что ребенок остается предоставленным самому себе.

Сегодня дети растут в другом обществе, они знают о своих правах и растут с чувством собственного достоинства, знают, что вправе иметь свою точку зрения.

Большая часть родителей отстраняется от образовательного процесса, они не хотят понимать, что школа - это и их проблема тоже. Именно они отвечают за то, чтобы ребенок получил образование. Недостаточно просто дать игрушку, ребенку нужно показать, что вокруг красочный мир и разные люди. Человек - существо социальное, и для него очень важно общение, основы которого закладываются в семье. Необходимо расширять кругозор ребенка, вместе с ним открывать мир и, конечно же, побольше читать. Родители и учителя должны выступать как одно целое.

- Часто ли родители не знают, что происходит с их ребенком?

- Очень часто. Родители забывают простой психологический принцип - все мы разные, все мы выполняем в жизни разные роли в разных жизненных ситуациях. Так же и ребенок: модель его поведения очень отличается, когда он в домашней среде, на улице среди друзей или в школе. Когда ребенок приходит домой и рассказывает о случившейся в школе ситуации, он рассказывает это со своей точки зрения, очень желая быть хорошим в глазах своих родителей. И когда родители приходят на родительское собрание и я им рассказываю об их детях, выясняется, что они очень многого не знают. И прежде чем кричать, что все учителя плохие и во всем виновата школа, просто придите в учебное заведение, побеседуйте и, по возможности, спокойно разберитесь в сложившейся ситуации.

- Есть ли у вас свои подходы и методы?

- Подходы постоянно ищу. К большинству уроков готовлю презентации, чтобы дети не просто читали сухой текст учебника. Использую видеофрагменты, отрывки из мультфильмов. У детей сегодня клиповое мышление, они запоминают яркие эпизоды. Даю индивидуальные задания, готовим творческие проекты, где дети могут задействовать все свои таланты и умения. И иногда получается очень хороший продукт.

Есть хороший факультативный курс «Вчимося бути громадянами». На этих уроках как раз «выстреливают» те, кто на общеобразовательных предметах себя не проявляет. Наверное, это связано с тем, что этот курс приближен к жизни и включает в себя такие разделы: «Я и моя семья», «Я и школа», «Я и общество». Там есть возможность у детей поговорить и высказать свое мнение. Мне нравится также проводить тренинги, которые направлены на формирование активной гражданской позиции. Здесь ученики могут отстаивать свою позицию и точку зрения, не боятся изменить ее под влиянием весомых аргументов одноклассников.

- Что самое трудное в работе учителя?

- В работе учителя нет ничего легкого, разве что кроме «облегченной» зарплаты, из-за чего молодые учителя в школе, как правило, не задерживаются, в результате получаем стареющий педагогический коллектив. Учителю постоянно нужно готовиться к урокам. Не бывает так, что в 15.00 я закрыла кабинет в школе и на этом моя работа закончилась. На самом деле рабочий день у меня продолжается допоздна. Идя домой, я думаю о том, кому из родителей мне нужно сегодня позвонить, к каким урокам нужно подготовиться на завтра, ведь даже урок на одну тему в разных классах проходит по-разному, поэтому приходится постоянно учитывать особенности и интересы класса. Постоянно ищу что-то новое, общаюсь с коллегами, участвую в интересных проектах, конкурсах... Работа учителя продолжается постоянно.

Екатерина Киба