Разговор с учителем

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Наверное, у каждого в жизни был или есть любимый учитель и любимый предмет. В школах всегда были, есть и будут талантливые и профессиональные преподаватели, хорошие, добрые люди, ради которых дети стремятся в класс. Настоящий учитель не только научит, но и найдет взаимопонимание с ребенком. И таких учителей, которые относятся к преподаванию не просто как к работе, а души в ней не чают, не так уж и мало. Кто они? Почему решили посвятить себя детям? Об этом и многом другом поговорили мы с учителями с многолетним стажем работы.

Раиса Федоровна Гура и Светлана Вацлавовна Штельмах работают в коллегиуме № 16. Их судьбы различны, но объединяет их одно – любовь к детям и желание быть учителем, проявившееся еще в самом юном возрасте. Обе учительницы связали со школой большую часть своей жизни, но в случае Светланы Вацлавовны школа не только абстрактное понятие, но и вполне конкретное – 16-й коллегиум для нее по-настоящему родной. Здесь она училась в детстве, сюда хотела пойти преподавать после педагогического училища, но смогла вернуться только после выхода на пенсию.

Для таких педагогов, как Раиса Федоровна и Светлана Вацлавовна, День учителя – это не пафосное торжество. День учителя для них наступает всегда, когда они переступают порог класса. Шумные мероприятия и чрезмерное внимание их, скорее, смущают. По-настоящему же учителей радует то, что о них помнят выпускники и любят сегодняшние ученики.

Раису Федоровну Гуру мы застали в классе. Какой предмет она преподает, долго гадать не надо – большой флаг Великобритании рядом с флагом Украины весьма красноречив.

«Как долго Вы преподаете и как случилось, что Вы стали учителем?» – поинтересовались мы у нее. Немного смутившись, женщина призналась, что ее преподавательской карьере скоро исполнится 48 лет.

– Я работала в школе № 30 на Димитрова, потом была секретарем горкома комсомола по учащейся молодежи. После преподавала в индустриальном институте на кафедре иностранного языка, а с 1984 года я уже в этой школе. Два стажа уже здесь почти заработала!

Мне всегда хотелось быть учителем. Я любила школу, как и все то, что с ней связанно. До сих пор помню всех своих учителей, даже то, кто в чем был одет, когда объяснял мне какой-то материал. Мой папа хотел, чтобы я была инженером-химиком, потому что рядом был вуз, да и папа сам имел техническое образование. Я пообещала ему, что пойду в политехнический институт, но когда с подружкой относила документы, вдруг предложила: «Давай зайдем в педагогический. Хоть одним глазочком посмотрю на этот институт!» Когда я туда пришла, то уже не смогла себя пересилить. Оставила там документы и поставила папу перед фактом. Он только пожал плечами.

– Не пожалели о сделанном выборе?

– Ни разу! И вы знаете, уже сколько раз я думала, что уже вроде бы как пора на пенсию уходить, но я не представляю, как я буду без детей. Я действительно люблю своих учеников и думаю, что у нас это с ними взаимно.

– Что изменилось за годы Вашего преподавания?

– В первую очередь поменялись дети. Они стали другими, более информированными. Дети связаны с техникой, они очень хорошо владеют компьютером, причем с самого малого возраста, и знают, где добывать информацию. Я учусь у детей, они учатся у нас. Это процесс взаимный.

– Что Вас больше всего впечатлило за годы преподавания?

– Сложно выделить. Каждый день яркий, особенный. Помнятся все походы, катание на санках с детьми, бассейн, когда я была классным руководителем. На мой взгляд, классное руководство – это намного больше, чем просто бумагомарательство. Сегодня я уже не веду классы, но продолжаю активно работать с детьми – мы ставим спектакли на английском языке. Недавно ставили «Пигмалион», а в прошлом учебном году была «Мэри Поппинс». «Пигмалион» мы ставили с 11-ми классами, а в «Мэри Поппинс» были задействованы все дети, у которых я веду: и седьмые, и восьмые, и одиннадцатые классы. Хотя, в принципе, я всегда стараюсь привлекать малышей. Пусть они у меня будут хотя бы статистами, скажут каких-нибудь пару слов, но все равно поучаствуют.

Не меньше малышей знает Светлана Вацлавовна Штельмах, без малого 50 лет руководящая начальными классами. Хотя Светлана Вацлавовна преподает в младшей школе, тем не менее, как и Раиса Федоровна, отмечает те же самые изменения в детях.

– Я часто встречаюсь со своими выпускниками. Часто вспоминаю тех ребят и сравниваю с современными детьми. Конечно, нынешние ученики более раскрепощенные, более свободные. Раньше дети были более ответственными, и, как мне кажется, всегда доводили дело до конца. Сейчас же чувство ответственности не то, что было когда-то. Родители тогда совсем по-другому воспитывали, да и педагогика сильно изменилось. Современные методы раскрепощают ребенка, они дают ему волю выбора. Ну, мне кажется, что где-то мы в чем-то от этого страдаем.

– А есть ли какие-то позитивные моменты в этих изменениях?

– Конечно, дети много знают, умеют получать дополнительные знания. Раньше они шли четко по программе, ни одного шага в сторону, а сейчас у них есть компьютеры, Интернет, масса источников информации. Ребята больше раскрывают свои способности, более творчески мыслят.

– Не мешает ли преподавание в школе семейным отношениям?

– Мне не мешает. Я знаю разные случаи, но мой муж всегда был другом и помощником. Когда я работала в 18-й школе, он всегда был рядышком. Всегда мне помогал, если нужно было что-то прибить или сделать в классе. Но сейчас уже возраст дает о себе знать, он ведь старше меня.

– Было ли какое-то событие в Вашей школьной практике, которое особенно запомнилось?

– Я учила одного мальчика. Он поступил в Суворовское училище, и когда ему дали задание написать о человеке, который в его жизни что-то значит, о том, кто ему запомнился и кого он считает примером, он написал обо мне. Когда мне оттуда, из Суворовского училища, пришло письмо с благодарностью за этого ребенка, мне было невероятно приятно.

С.Чирук