Школа - территория прав человека

Светлана Антипова, учитель истории и обществоведения УВК №37 (г. Каменское), стала участницей обучающей программы «Интеграция образования в области прав человека к школьной системе Украины», которая прошла во Франции. Это проект Агентства США по международному развитию (USAID), в котором приняли участие 10 человек со всей Украины (учителя, директора школ и представители неформального образования и государственных органов). Светлана Анатольевна поделилась своими впечатлениями о системе образования Франции с нашими читателями.

- Какова цель программы, в которой вы приняли участие?

- Увидеть, как права человека внедряются в систему образования Франции. Именно в этой стране права человека стали фундаментальной ценностью еще со времен Великой французской революции. Во Франции есть пять базовых принципов в сфере образования прав человека, которые закладываются еще с детского сада: свобода, равенство, братство, недискриминация и светскость.

- Отличается ли система образования Франции от украинской?

- Система образования Франции не похожа на ту, которая сейчас действует в Украине. Но она похожа на ту систему образования, которая начнет внедряться с 2018 года. Во Франции есть начальная школа, в которую входит так называемая «Материнская школа», для детей от 2 до 6 лет и начальная школа (от 6 до 10 лет), которая дает базовые знания. Здесь с детьми работает один учитель. Основная школа - колледжи, по-нашему - это 5-9 классы. Что интересно, из колледжа ребенок не уходит, пока не сделает домашнее задание. Последний цикл - это лицеи и профессиональные лицеи, которые дают углубленные знания по определенной специализации (9-12 классы). Также во Франции есть понятие «Профессиональный лицей», то, что мы называем ПТУ. В профессиональные лицеи человек идет, если желает освоить рабочую профессию, а не потому, что не может потянуть обучение в старшей школе или техникуме.

- Что вас впечатлило во время прохождения обучающей программы?

- В первый день обучения мы посетили Министерство образования, где нам рассказали о базовых принципах, действующих во Франции с конца 18 столетия. Удивило, что форма документа об обваривании, который мы называем «Аттестат», во Франции остается неизменной со времен Наполеона. Но система образования постоянно модернизируется и реформируется. И реформы перекликаются с теми, которые начинают происходить в системе образования Украины, согласно новому Закону Украины «Об образовании». Мы обратили внимание, что изучение прав человека проводится через определенные методики, и эти методики созвучны с тем, о чем говорит концепция Новой украинской школы. Во французской школе знания не оторваны от жизни, главная задача - научить детей компетенциям, которые будут им нужны в дальнейшей жизни. Дети изучают тексты, сравнивают исторические события, дискутируют, участвуют в проектной деятельности и конкурсах. Все эти формы направлены на развитие критического мышления.

Кстати, на проектную деятельность в школах Франции специально отведено время, а не так, как в Украине - в свободное от уроков время. И самое интересное, государство обеспечивает школы всем необходимым - от кусочка мела до компьютера в класс.

- Чем отличается работа французского учителя от его украинского коллеги?

- Во Франции как формальное, так и неформальное образование направлено на то, чтобы помочь учителю. От него не требуют отчетов о работе, которую он выполняет. В Украине Министерство образования также издало множество документов, которые запрещают собирать какие-либо отчеты с учителей. Но почему-то на местах, в частности, в Каменском, продолжают требовать отчеты о чем угодно: от отчета о проведенных мероприятиях на осенних каникулах до отчета о Неделе права. Создается впечатление, что о работе учителя, школы в целом судят только по отчетам, которые забирают много сил и времени. Все это можно потратить на то, чтобы подготовить и провести какое-то полезное для детей мероприятие или классный урок. Во Франции такого нет, там министерства, академии, различные волонтерские организации работают на учителя, создают для него многочисленные ресурсы, которыми учитель может воспользоваться по своему усмотрению и желанию. И никаких отчетов!

- Что собой представляет школа во Франции?

- Мы посетили лицей, где учатся 1200 учеников. Первое, что нас поразило, это система безопасности. Лицей огражден забором, попасть туда можно только по предварительной договоренности. Перед входом стоит пост охраны, и даже когда приходят родители пообщаться с учителем, они должны иметь при себе документы и оговаривать цель визита и его продолжительность. Лицей специализируется на углубленном изучении химии. Мы увидели современные лаборатории, где дети имеют возможность проводить опыты, писать исследовательские работы, готовиться для поступления в вузы. В библиотеке лицея мы увидели порядка 10 компьютеров с выходом в Интернет, а за счет областного бюджета библиотека получает до 30 периодических изданий ежегодно, а также художественную и методическую литературу.

Также во Франции есть такое понятие, как «школа на колесах», для кочующих семей. Для этих детей работниками академий (наши областные департаменты) разрабатывается индивидуальная программа, вот это и есть инклюзия по-французски. Во Франции инклюзивное образование помогает ребенку адаптироваться в социум и приобрести минимальный запас знаний.

- Общие впечатления о французском образовании?

- По правде говоря, мы позавидовали французским учителям, потому что у них есть возможность учить детей, а не сдавать отчеты и выполнять работу за других. Очень приятно, что у французских учителей есть множество ресурсов и что для них работают и Министерство образования, и академии, и многочисленные ассоциации, и они создают ресурсы для преподавательской деятельности. Учитель работает на подготовку ученика к жизни, к сдаче Внешнего независимого оценивания (кстати, ответственность за его результаты не несут ни учитель-предметник, ни школа - это личное дело ученика и его семьи).

- Возможно, вы готовы поделиться своим опытом с коллегами из городских школ?

- Системе образования, которая сейчас существует в Украине, тяжело взять что-то из системы образования Франции. Эти две системы просто несовместимы. Единственное, что нужно, - начать бороться за свои права, пользуясь положениями нового ЗУ «Об образовании», и научиться говорить «нет» глупым распоряжениям, которые спускаются сверху.

Я поделилась впечатлениями о программе с коллегами из своей школы на совещании при директоре, и многое у них вызвало интерес. Но могу сказать, что учителя Украины загружены намного больше, чем учителя Франции, а ценят их намного меньше, чем учителей Франции.

Прошло уже более двух недель после моего возвращения из Франции. В городском департаменте по гуманитарным вопросам знают, что я была участницей этого проекта. Но пока никто ко мне не обращался с предложением рассказать о поездке, о том, как во Франции организовано изучение прав человека. На мой взгляд, причина не только в том, что сейчас конец семестра и все очень загружены, но и в том, что мой рассказ сможет пошатнуть налаженный тоталитарный механизм, который до сих пор прекрасно работает в системе образования нашего города. Легче руководить людьми, которые не знают своих прав, чем теми, которые готовы эти права отстаивать.