Уникальный трамвай Каменского: он мог бы 40 раз объехать экватор и перевезти почти 2 Киева (старая кинохроника)

Уникальный трамвай Каменского: он мог бы 40 раз объехать экватор и перевезти почти 2 Киева (старая кинохроника)

КТМ-1 выезжает в последний рейс (июль 1985 года)

Этот вагон сегодня скромно стоит на постаменте в сторонке от трамвайного депо (напротив Цемзавода). Вряд ли большинство горожан, которые проезжают здесь ежедневно, воспринимают его как серьезную достопримечательность. А ведь если навести справки - это настоящий раритет с богатой историей…

Их осталось не более десятка

Вагон, который стоит на постаменте в Каменском, – это трамвай КТМ-1. Такие выпускались Усть-Катавским заводом. Он находится в Челябинской области. Аббревиатура КТМ расшифровывается как «Кировский трамвайный моторный». Вагоны подобной серии находились в производстве с 1947 по 1961 год. Всего их было выпущено приблизительно 2 280 единиц. На сегодняшний день на всем постсоветском пространстве эти трамваи сохранились в единичных экземплярах (в основном, как памятники).

Трамвай-ветеран

Согласно официальной статистике, наш вагон 30 лет проработал на маршрутах города. За это время он проехал порядка 2 млн км и перевез до 5 млн пассажиров. Много это или мало – давайте посчитаем.

Напомним, к примеру, что длина экватора Земного шара составляет 40 тысяч км. Если сложить все километры, пройденные нашим «ветераном», получится что за 30 лет работы трамвай мог бы объехать Землю 50 раз.

Также отметим, что население сегодняшнего Киева составляет 2 млн 967 тыс. человек. Если бы все перевезенные указанным трамваем пассажиры жили в столице, получилось бы, что за время своей трудовой деятельности наш ветеран почти дважды перевез бы всех жителей Киева.

На заслуженный отдых

Работу на маршрутах города КТМ-1 закончил в июле 1985 году. Сохранились фотографии и кадры кинохроники последнего выезда на линию легендарного трамвая. Как писала пресса того времени – желающих проехаться последний раз в трамвае старого образца было достаточно. Интересно, что согласно офиицальной информации, почетное право управлять трамваем в последнем рейсе было предоставлено водителю трамвайного депо № 1, кавалеру ордена Трудовой Славы С.И.Поздняк. Однако, если судить по видео, то в последнюю поездку по городу КТМ-1 выехал под управлением другой знаменитой вагоновожатой - Софии Иосифовны Козаковой.

Почетное место на постаменте трамвай-ветеран занял в 1985 году (открытие монумента состоялось в конце осени или начале зимы того года).

Нельзя не отметить, что 35-летняя история КТМ-1 в качестве памятника не была простой. Были времена, когда он приходил в такое запущенное состояние, что казалось вагон вот-вот отдадут на металлолом. Не обошлось и без курьезов. Однажды начальство отчиталось об очередной реконструкции трамвая. В ходе нее вагон покрасили. Однако данный косметический ремонт закончился скандалом. Выяснилось: трамвай покрасили только с одной стороны (которая выходит на дорогу). Тыльную часть памятника оставили в запущенном виде.

Перспективы исторической реликвии

К сожалению, 30-летний период работы на маршрутах города не так пагубно сказался на состоянии КТМ-1, как 35-летняя работа в качестве памятника. Может быть это объясняется нерадивым отношением руководства коммунального транспортного предприятия к этой реликвии, может повлияла нехватка финансирования, а может всему виной стал и вандализм самих горожан. Приходится констатировать что сегодня этот уникальный трамвай находится в ужасном состоянии.

Журналист поинтересовался у Ивана Горбаренко, директора КП «Транспорт»: планирует ли предприятие реставрировать этот памятник. Журналисту сообщили, что в период подготовки к 85-летию городского трамвая, который мы отмечали в конце ноября, основное внимание уделили трамваям, которые выезжают на линию. Их покрасили и привели в порядок (в принципе, это заметно).

Вагоном-ветераном обещают заняться этой весной. По словам Ивана Горбаренко, к майским праздникам вагон покрасят, приведут в порядок прилегающую территорию и даже планируют сделать подсветку к монументу.

Фото на заставке: КТМ-1 выезжает в последний рейс (июль 1985 года)

Фото 1-3. В каком состоянии находится вагон в Каменском сегодня.

Фото 4-5 Как поступили с такими же раритетными вагонами в Одессе и Перми (фото 2020 г.).

Вагон в Каменском

Вагон в Каменском

Вагон в Каменском

Вагон в Одессе

Вагон в Перми

Игорь Кузьминский