Министерство здравоохранения утвердило Порядок оказания первичной медицинской помощи

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Утвержден Порядок оказания первичной медицинской помощи – документ, который регламентирует работу терапевтов, педиатров и семейных врачей, дает четкий перечень услуг заведений «первички» и формирует новую культуру взаимодействия врача и пациента. Уже с 1 июля абсолютно все учреждения первичной медицинской помощи (ПМП) должны руководствоваться этим документом.

Какие услуги будут оказывать терапевты, педиатры и семейные врачи

Приказ №504 «Об утверждении порядка оказания первичной медицинской помощи» определяет список услуг ПМП, стоимость которых будет компенсировать государство через Национальную службу здоровья (НСЗУ). Так, терапевты, педиатры и семейные врачи будут наблюдать за состоянием здоровья пациента и его ребенка, ставить диагнозы и лечить наиболее распространенные болезни, травмы, отравления, патологические и физиологические (во время беременности) состояния. Также терапевты, педиатры и семейные врачи будут вести пациентов с хроническими заболеваниями и состояниями. При необходимости врач будет давать направление к специалисту вторичной или третичной помощи – лору, эндокринологу, хирургу и т. п – и будет консультироваться с ним относительно лечения пациента.

Врач «первички» также будет оказывать неотложную помощь при остром расстройстве физического или психического здоровья, если не требуется экстренной, специализированной или высокоспециализированной медпомощи. Важной будет роль врача ПМП и в предотвращении болезней. Он будет своевременно выявлять риски для здоровья, консультировать, как постепенно избавиться от пагубных привычек, где найти дополнительную помощь и перейти к здоровому образу жизни.

В компетенции врача «первички» – наблюдение за здоровым ребенком, неосложненной беременностью и отдельные услуги паллиативной помощи. Врач также выдаст нужную справку, листок нетрудоспособности, направление для прохождения медико-социальной экспертизы и прочее.

Сколько человек может обслуживать один врач?

Согласно Порядку, оптимальный объем практики для семейного врача составляет 1 800 пациентов, терапевта – 2 000, педиатра – 900.

Объем практики может отличаться от оптимального в зависимости от социально-демографических, инфраструктурных и других особенностей территории, в пределах которой живут люди, принадлежащие к соответствующей практике. Например, если семейный врач работает в селе, где живет 2000 человек, то все жители смогут обслуживаться у него. Без медицинской помощи не останется никто.

Будут ли врачи выезжать на вызовы к пациенту?

Да, но решение об этом будет принимать врач (терапевт, педиатр или семейный врач), а не пациент или работники регистратуры. Люди, которые действительно нуждаются в консультации врача у себя дома, не останутся без помощи. Пациент может позвонить и записаться на прием к врачу или обосновать потребность и вызвать врача к себе домой, оставив при этом свои контактные данные. Врач теперь будет иметь возможность перезвонить пациенту и обсудить с ним его проблему, а также договориться о времени следующего визита. Ранее пациент самостоятельно осуществлял оценку своего состояния или состояния своего ребенка и принимал решение дождаться врача дома. Сейчас врач на основании информации от пациента будет осуществлять оценку ситуации и предлагать пациенту более взвешенное решение. Иногда состояние пациента потребует вызова скорой (103), а не ожидания, пока врач ПМП придет к нему. Речь идет не об экстренной помощи – служба «скорой» будет работать в привычном режиме.

Кто будет принимать пациентов, если врач в отпуске?

Если врач в отпуске или по другим причинам не может принять пациента, то предоставитель ПМП (учреждение здравоохранения) должен обеспечить замену. Все пациенты практики должны знать о временном новом враче заблаговременно: за неделю, если замена была запланирована (например, врач в отпуске или в командировке), в первый день, если замена внеплановая (например, врач заболел).

При этом заключать новую декларацию, писать заявления, иди к главному врачу не надо. Наоборот – задача администрации заблаговременно проинформировать пациентов, дать им информацию о новом враче и проследить, чтобы медпомощь была непрерывной.

Сервисные требования к медучреждениям

Порядок впервые вводит понятие практики ПМП (первичной медицинской помощи) – это врач и его пациенты. Так, врач формирует свою практику и налаживает доверительные отношения с каждым пациентом. В то же время врачи могут образовывать групповые практики ПМП: объединяться, чтобы обеспечить сервисные условия и непрерывность оказания медпомощи.

Так, в Порядке впервые предусмотрены сервисные условия оказания медпомощи – простые вещи, которые теперь должны выполняться обязательно. Например, если меняется адрес оказания медпомощи или режим работы, то пациенты должны быть проинформированы: объявление с новым адресом или измененным графиком приема должны появиться в доступных для пациентов местах и на веб-страницах заведения или врача, если такие есть. Кроме того, если пациенты уже записались на прием, им должны сообщить о смене адреса или режима работы лично (например, по телефону).

Также пациентов будут информировать, если предоставитель первичной медпомощи по каким-либо причинам прекратил свою деятельность. Кроме объявления в доступных для пациентов местах и на веб-сайтах, соответствующие уведомление должен получить каждый пациент лично.

Как можно будет записаться на прием и будут ли работать медучреждения в выходные?

Записаться к врачу можно будет лично, по телефону, электронной почте или другими доступными средствами. Если изменился номер телефона, адрес электронной почты и прочее – пациенты должны быть проинформированы.

На выходных большинство заведений не будут работать полный рабочий день. В то же время Порядок определяет, что поставщик ПМП может самостоятельно или совместно с другими поставщиками ПМП создать дежурный кабинет, где будут принимать пациентов вне определенных часов приема, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни.

О Табеле технического оснащения

Чтобы учреждения могли оказывать качественную медпомощь, они должны соответствовать Табелю технического оснащения. Обновленный Примерный табель материально-технического оснащения учреждений здравоохранения и физических лиц – предпринимателей, которые оказывают первичную медицинскую помощь, значительно короче, чем это было ранее, и соответствует реальным потребностям на «первичке». Необходимое техническое оснащение позволит выполнить Порядок оказания ПМП.

Ранее МОЗ  утвердило Порядок выбора врача, который оказывает первичную медицинскую помощь. Порядок определяет правила, по которым украинцы будут выбирать терапевтов, педиатров и семейных врачей, и является обязательным для всех учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.

Уже со 2 апреля украинцы могут свободно выбрать своего врача: терапевта для взрослого, педиатра для ребенка или семейного врача для всей семьи, при условии, что выбранное ими заведение уже подключено к системе «Электронное здоровье». Подписывая декларацию с выбранным врачом, пациент уведомляет государство через Национальную Службу Здравоохранения (НСЗУ), что средства за его обслуживание должны поступать именно в это медучреждение. Поэтому декларация фактически является формой заявления. Ее не нужно переподписывать: декларация действует до тех пор, пока пациент не решит сменить своего врача.

Порядок определяет, что выбирать врача можно в любом медучреждении, независимо от места регистрации или проживания. В то же время это медучреждение должно быть подключенным к системе «Электронное здоровье». Это важно, поскольку данные пациента будут храниться не в папках или картонных коробках, как это было раньше, а в электронной системе. Узнаеть заведение, где уже можно подписать декларацию, можно по наклейке «Здесь можно выбрать своего врача».

Подробнее о том, как выбрать терапевта, педиатра или семейного врача, можно прочитать по ссылке.