Рейтинг прозрачности закупок в городах Украины

Эксперты Громадського Контроля сравнили прозрачность городских советов по закупкам через систему Prozorro. Для этого создали рейтинг городов на основе нескольких параметров. Ранее мы делали подобный рейтинг по областям и областным государственным администрациям (ОГА).

Среди городов наибольшую открытость в закупках демонстрируют городские советы Мариуполя, Никополя, Днепра, Чернигова, а также Киевская горадминистрация (КГГА).

Самый «закрытые» горсоветы, которые стараются не допускать «не своих» поставщиков товаров и услуг в сферу городских закупок – это областные центры Ивано-Франковск, Одесса, Черкассы, Кропивницкий (Кировоград) и Харьков. Среди городов, которые не являются областными центрами закрытостью для бизнеса отличились Бердянск, Золотоноша, Кременчуг и Энергодар.

Как мы считали?

Общий рейтинг города состоит из нескольких показателей.

1. Первый показатель — это процент конкурентных торгов (то есть тех, которые прошли через процедуру электронных торгов) в общей массе городских тендеров. Чем больше процент конкурентных торгов, тем больше желание местной власти открывать рынок своих закупок для бизнеса.

72% конкурентных торгов приходится на КГГА (Киев) и городские советы Днепра и Мариуполя. Остальные 40 принимавших участие в анализе городских советов в сумме проводят лишь 28% конкурентных торгов.

2. Второй показатель — это соотношение конкурентных и неконкурентных ( то есть тех, в которых заказчик просто выбрал поставщика в ручном режиме) торгов. С этим показателем аналогичная ситуация — чем выше процент, тем более открыта власть для бизнеса. Города-лидеры по этому показателю — Желтые Воды, Днепр, Мариуполь, Павлоград, Киевская горадминистрация. А замыкают рейтинг Бердянск, Ивано-Франковск, Одесса, Энергодар и Харьков.

3. Третий показатель — средняя стоимость одной закупки. Логика здесь такова — чем меньше средняя стоимость закупки, тем ниже порог, от которого местная власть использует процедуру открытых торгов, а значит — больше желание властей открывать свой рынок. Стоит помнить, что на этот параметр негативно влияют крупные строительные работы по городам. Тем не менее, лидеры здесь — Никополь, Павлоград, Житомир, Мариуполь и Тернополь. В аутсайдерах — городские советы Одессы, Харькова, Черкасс, Ивано-Франковска и Кропивницкого (Кировограда).

Дисквалификации: как чиновники пытаются задушить конкуренцию?

Отдельно эксперты ГромКонтроля построили рейтинг городских советов по дисквалификациям в ходе закупок через Prozorro (этот параметр не учитывался в общем рейтинге.). Он показывает, насколько прозрачно в городах проводят закупки через Prozorro. Показатель рассчитан как отношение общего количества дисквалификаций к количеству закупок (в процентах). Чем ниже процент, тем меньше дисквалификаций и, соответственно, меньше различных претензий и споров между бизнесом и местной властью.

Относительно неплохая ситуация  по этому показателю в Мариуполе, Желтых Водах, Терновке, Северодонецке, Покрове. В этих городах дисквалификаций менее 20%. Худшие показатели имеют Херсонский и Черкасский городские советы: там показатель дисквалификаций - более 70%.

Объем закупок в денежном выражении: много не значит прозрачно

Еще один рейтинг — общий объем закупок в денежном эквиваленте. Он учитывался при расчете средней стоимости одной закупки в городах. По этому показателю первые места занимают КГГА (Киев), Днепр и Мариуполь.

Затем идут Харьков и Одесса. Стоит помнить, что у всех этих городов довольно большие бюджеты, однако, если посмотреть на среднюю стоимость закупки, то Харьков и Одесса занимают последние места в рейтинге, что говорит скорее о закрытости, чем об открытости закупок этих городов для малого и среднего бизнеса.

Похожая ситуация и в Ивано-Франковске. Здесь объем закупок горсовета в денежном эквиваленте в два раза меньше, чем у городского совета Никополя. При этом население Никополя в два раза меньше чем Ивано-Франковска.

Это исследование показывает, что многие городским советам еще стоит много работать со своими структурами, чтобы сделать закупки прозрачными и бизнес в это поверил.

Данное исследование представлено ОО «Платформа Громадський Контроль» в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).