Благими делами…

Сколько бы ни принимали хороших решений на сессиях горсовета мэр и депутаты, на местах могут превратить любую идею в коррупционную схему.

Беспорядочная торговля на улицах города всегда была большой проблемой: прямо с асфальта продавали сигареты, спиртные напитки и продукты питания без контроля качества. Жители часто получали пищевые отравления, а город не имел никаких доходов от торговли.

Выход нашли на июльской сессии 2016 года. Было решено, что с уличных продавцов будет взиматься небольшой налог, а товары станут проходить контроль качества.

Для решения этой задачи городским советом было организовано новое коммунальное предприятие «Благоустрiй» и выделено на его деятельность 1,7 млн грн. из городского бюджета - на зарплаты сотрудников, организацию офиса, закупку мебели и компьютеров. Все это должно было окупиться налогами с торговли и в дальнейшем приносить городу прибыль.

Сессия утвердила перечень необходимых документов для оформления выносной торговли, обозначив его термином «виключний», что подразумевает отсутствие любых других документов или справок. Разрешения утверждаются ежемесячно на заседаниях исполкома.

На практике все оказалось не так радужно. У предпринимателей, обращающихся за разрешением в управление архитектуры и градостроительства, требуют схему на топографо-геодезической основе в масштабе 1:500, несмотря на то, что она не указана в необходимом перечне документов. Все это требует времени и денежных затрат. Ситуация, когда проще дать взятку, чем приносить все новые документы. Стандартная коррупционная схема.

«Я принес в управление архитектуры полный перечень документов, - рассказал нам предприниматель Андрей. - У меня требуют выкопировку и не дают разрешения на торговлю, несмотря на все мои аргументы. Я хочу быть честным и платить налоги. Мне надоело кормить «крышу». В итоге, я не могу торговать на привычном месте и несу убытки. В архитектуре мне уже отказали и сказали, что я не попаду и на следующее заседание исполкома, пока не принесу то, что хочется чиновникам. Чувствую, этим перечень необходимого не ограничится».

Пока чиновники жалуются на сложности, страдают предприниматели и бюджет. Город, потративший деньги на благое дело, в очередной раз получает бюрократическую и коррупционную цепочку. А негатив ложится на мэра и депутатов.

Как рассказал Евгений Мошна, директор КП «Благоустрiй», для получения разрешения на торговлю предпринимателю необходимо обратиться в Центр предоставления админуслуг (ЦПАУ), где он должен подать документы соответственно регламенту, прописанному в решении городского совета №266/9. «К заявлению заказчик прикладывает графическую схему, на которой изображено желаемое место размещения средства передвижной торговли, а также описывает это средство, - рассказал Евгений Мошна. - После этого это заявление попадает на рассмотрение рабочей группы по размещению средств передвижной торговли. Если все члены группы согласовывают это заявление, директор департамента архитектуры готовит проект на рассмотрение исполнительного комитета, который утверждает или не утверждает этот проект. Если утверждает, заказчик заключает договор с нашим КП. Поэтому для подачи заявки на разрешение требуются только заявление и план графической схемы». С момента подачи заявления и до получения разрешения на выносную торговлю уходит два месяца.

Как объяснила Юлия Саенко, начальник управления градостроительства и архитектуры города, сейчас возникают некоторые проблемы с выдачей разрешений. Именно на департамент архитектуры и градостроительства был возложен контроль по выполнению решения №266/9. «Мы подготовили анализ регуляторного влияния этого решения. К сожалению, за год таких разрешений было выдано очень мало. Сейчас идут срывы сроков, потому что сама процедура настолько большая, что мы сами не можем пройти все эти инстанции в сроки, нам не хватает ни людей, ни времени, чтобы это все успеть, - объяснила Юлия Саенко. - Мы, как управление архитектуры, не имеем права проверять ассортимент товара, а контроль по этому решению возложен на меня. То есть, я помимо того, что занимаюсь архитектурой города, еще должна проверить правила торговли. Здесь в любом случае необходимо подключать специалистов из управления торговли, а мы будем выполнять то, что требуется от архитектуры. Для нас самое главное - это схема». Как рассказала главный архитектор города, в решении указанно, что схема подается в произвольной форме: «Люди берут гугловскую карту и фломастером обрисовывают полрайона. Как мне определить, возможна там торговля или нет? Поэтому решение требует пересмотра и доработки».