Город, который мы теряем

Каменское меняется с годами, как и остальные города мира. Увы, наш городок при этом теряет свою уникальную красоту - очень часто мы сами разрушаем то, что с любовью и заботой создавали наши предки.

Вот и публикация о том, что фасады центральных улиц превращаются в скворечники под слоем пенопласта, а уникальная лепка на домах уходит безвозвратно, получил необычайно большой отклик у читателей.

По просьбе читателей продолжаем тему и предлагаем узнать мнение влюбленного в свой город историка, краеведа и журналиста Людмилы Глок.

Вышиванка в камне

Если бы не наша землячка Елена Шадунц, специалист по древнему зодчеству, которая сейчас работает в заповедных местах Плещеева озера, я бы, конечно, и не обратила внимания на лепнину на стенах сталинок на центральном проспекте города.

- У нее ярко выраженный национальный колорит, который очень выделяет ее из традиционной лепнины сталианса, - утверждала она, давно уехавшая из города, но живо интересующаяся всем, что касается ее малой родины. - Цветы, подсолнухи, фрукты, листья и переплетения орнамента - присмотритесь. Это же достояние, которое надо сохранить. Чем не каменная вышиванка?

И мы присмотрелись, хотя, увы, большая часть этого достояния уже утрачена.

Поднимите глаза - и увидите чудо

Я помню эти дома еще новыми, а проспект нарядным. По сравнению с нашими окраинами центр был таким торжественно-праздничным, что каждая нечастая поездка туда наполняла радостью мое детское сердце.

Окна были похожи на бокалы, наполненные светом и сказкой. В них были видны картины и стеллажи с книгами, люстры и ковры, и это делало дома похожими на дворцы еще больше.

Проспект - это город моего детского представления о празднике. Взрослея, я все также любила разглядывать из трамвая окна в их рамах из лепнины. И даже помню времена, когда ни в коем случае не то что не стеклили балконы, но даже неприличными считались бельевые веревки на них. Помню еще деревянные контейнеры с цветами, украшавшими балконы и подоконники. Тогда вообще было модно разводить цветы в городе. Столько красивых клумб!

С годами вдруг начала замечать, что знакомый с детства город стареет и ветшает. Тусклыми становятся блестящие глаза-окна. Покрывается трещинами-морщинами его лицо. Появились бородавки-наросты. Город детства стал исчезать, оставаясь лишь в памяти.

Но сегодня наберусь смелости и взгляну в его когда-то прекрасные глаза, сожалея о том, что мы уже почти потеряли.

Ротонда «Вальс цветов»

На крышах домов в наше время чего только ни увидишь: всевозможных размеров и типов антенны, рекламные вывески, замысловатые чердаки, на худой конец - закрепившиеся корнями в стенах деревья.

В башне дома со шпилем когда-то располагалась бойлерная с двумя цистернами объемом по 3 тысячи литров. Несмотря на это, площадь помещения всего 25 квадратных метров. По сравнению с ним вычурная ротонда на верху дома по проспекту Свободы настолько крошечная, что там явно не поставить даже кресла для блаженного созерцания отрывающейся внизу панорамы. Это то явное «архитектурное излишество», за которое наряду с именитыми мэтрами подверглась критике молодой архитектор Ольга Брусова на всесоюзном совещании.

Сейчас от «Вальса цветов» уже мало что осталось на тонких, как стан юных девушек, кружащих в танце, колоннах.

Латочное утепление

Казалось бы, это ж замечательно, что люди заботятся об энергосбережении! А мне вот совсем не замечательно. Я пострадавшая и тему изучила «вдоль и поперек».

В общем, в прошлом году сосед снизу утеплил квартиру. А зимой у нас на стенах и на полах появились влага и плесень. Вот сейчас ломаю голову, как решить проблему. Точно так утеплить уже не получится, так как жильцы, которые живут на самом верхнем этаже дома, тоже проявили чудеса дизайна -теперь альпинисты не смогут спуститься. Что делать с последствиями соседского утепления - думаю. Может, кто из вас и подскажет.

Но я не об этом хотела сказать. Знаете ли вы, что пенопласт, которым утепляют, при температуре выше +30 выделяет очень ядовитое вещество? Что срок годности такого утепления всего лишь до 5-7 лет и что бум на это дело начался совсем недавно, а потому никто еще не знает о разрушительных последствиях для многоквартирных домов? Что процесс никто не контролирует? Что... В общем, изучите тему, и вы поймете, о чем я говорю.

Татьяна Мазниченко

Не только уродливо, но и опасно

Юлия Саенко, главный архитектор города Каменское

Когда жители или организации в наших условиях стараются экономить тепло и энергию, это нормально, однако, когда речь идет об исторических зданиях, которые строились по проектам, не предусматривавшим подобное утепление, подход к нему обязан быть другим, считает главный архитектор Каменского. Такие здания, во избежание порчи их внешнего вида, нужно утеплять изнутри и использовать при этом минераловатный или другой менее опасный утеплитель. Пенопласт категорически не рекомендован к использованию в любых домах, зданиях, которые предполагают нахождение в них людей.

Вне зависимости, историческое это здание или здание сравнительно недавней застройки, утепление пенопластом категорически запрещено и не рекомендовано. Был случай в Одессе, когда горело девятиэтажное здание, утепленное подобным образом, и людей, выбегающих из подъезда, завалило горящим пенопластом. Как следствие - серьезные ожоги и катастрофические последствия пожара. Пенопласт возгорается и не тухнет. Для утепления должны применяться минераловатные плиты или самозатухающиеся материалы, которые не поддерживают горение. Пенопласт -это очень опасно, ни школы, ни детские сады, ни квартиры им не должны утепляться. Если у вас будет пожар, серьезно пострадают и соседи. Есть много пожаробезопасных материалов. Да, они дороже, но если речь идет о человеческой жизни, думаю, здесь нужно как-то выбирать.

У архитектуры пока связаны руки

Повлиять на варварские методы и способы утепления, на сегодняшний день, архитектура не может никак. По словам главного архитектора, с организации сняты все функции проверок и контроля, однако в скором времени подобная ситуация может измениться. Причиной этому послужат принятие законопроекта №6403 (о внесении изменений в Закон Украины о регулировании градостроительной деятельности) и подписание министром культуры историко-опорного плана города, который достаточно долгий срок находился в разработке, и, наконец, отправлен на подписание.

В документации, которая затрагивает пространственное планирование, предусмотрены местные правила застройки, что вполне логично в условиях децентрализации - каждый город уникален по-своему, и одинаковые правила для всех не всегда подходят. После принятия законопроекта и подписания историко-опорного плана на местном уровне будет возможно ввести ограничения, которые в городе посчитают необходимыми.

Новшества в законе позволят более эффективно регулировать на местном уровне как правила новой застройки, так и ситуацию с МАФами, рекламой и всего, что касается городской среды - здания, их фасады.

Историко-опорный план - давняя мечта архитекторов города. Его принятие станет сенсацией. Эта документация позволит вплотную заняться охраной культурного наследия города и зданиями, которые представляют ценность. В ней на карту города нанесены исторические ареалы, в которых предусмотрены ограничения, чтобы не нарушить единый архитектурный ансамбль и атмосферу. План разработан Киевским институтом историко-архитектурных исследований, долго шла работа по его согласованию. Многое пришлось менять из-за процесса декоммунизации, однако сегодня он уже на подписи.

Наш город уникален

По словам Юлии Саенко, Каменское - город уникальный. Он входит в список исторических городов Украины, которых не так уж и много. У города потрясающий ландшафт, изначально широкий величественный проспект (несколько подпорченный за минувшие пару десятилетий), есть памятники археологии и уникальные, с исторической точки зрения, Верхняя и Нижняя колонии. И, конечно же, красивые исторические здания.

«Раньше мы руководили созданием среды города, его атмосферой, совместимостью фасадов. Сейчас все это отдано на откуп проектировщикам - мол, у них есть лицензия, они специалисты, пускай и делают. Но отбросив эти детали, хочу сказать, что очень важно донести до горожан: до вас была сделана такая красота, давайте ее беречь! Мы живем в той среде, которую оставили наши предки. Зайдите во дворы центральных проспектов, и вы ощутите атмосферу того времени. И то, что она жива, что ее можно ощутить сегодня, это высочайшее мастерство», - сказала главный архитектор города Юлия Саенко.

Д. Кравец