Как обменять некачественный товар?

«Здравствуйте! На новый год муж подарил мне новую стиральную машину. Месяц она проработала, а потом ни с того ни с сего перестала включаться. Чек и все документы мы сохранили. Скажите, можно ли нам обратиться к продавцу, чтобы поменять машинку на другую?»

Ольга Пращакова

На что имеет право покупатель при приобретении товара ненадлежащего качества?

Покупатель вправе требовать соразмерного уменьшения покупной цены либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Товар ненадлежащего качества может подлежать обмену в течение гарантийного срока, который отмечается в документах, прилагаемых к продукции. В случае выявления недостатков товара в течение установленного гарантийного срока по вине производителя покупатель имеет право:

- разорвать соглашение и вернуть средства, которые были потрачены на покупку,
- заменить товар на такой же или аналогичный, если он есть в наличии у продавца.

Наличие недостатков либо факт фальсификации подтверждается заключением экспертизы, которая должна быть организована продавцом в 3-дневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия на это действие.

Экспертиза проводится за счет продавца. Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли вследствие нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.

Как долго ждать замену товара?

- При наличии товара замена производится немедленно;
- При проверке качества товара - в 14-дневный срок;
- В случае отсутствия товара - в 2-месячный срок с момента подачи заявления.

Сколько может длиться устранение недостатков товара?

Недостатки товара, предъявленные потребителем, должны быть устранены в течение 14 дней с даты его предъявления или по соглашению сторон в иной срок.

Имею ли я право получить в пользование другой прибор на время ремонта?

По письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации).

За каждый день задержки выполнения требования потребителя уплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.

При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть высчитывается со дня выдачи потребителю товара после ремонта.

Какие документы нужно иметь при себе?

Расчетный документ с отметкой о дате продажи товара, гарантийные обязательства, содержание договора с исполнителем работ (услуг), описание выявленных недостатков, выдвинутые требования (просьбы) с документальным подтверждением факта их получения продавцом (исполнителем), полученные заявителем ответы, выводы и тому подобное.

Куда обращаться, если продавец нарушает права?

Если вы хотите избежать судебного разбирательства, то в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в соответствующем регионе. Контакты территориальных органов можно найти по ссылке.

В случае нарушения продавцом прав потребителя последний вправе обратиться в уполномоченный орган с устным, электронным или письменным обращением (жалобой).

К письменному обращению (жалобе) добавляются следующие документы:

1. копия обращения к субъекту хозяйствования (продавцу)
2. копия документа, удостоверяющего факт приобретения товара;
3. копия технического паспорта с отметкой о дате продажи;
4. другие документы, касающиеся рассмотрения обращения.

В какие сроки будет рассмотрено такое обращение?

В срок не более 1 месяца со дня его поступления. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, продавец устанавливает необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается заявителю.

При этом общий срок решения вопросов не может превышать 45 дней.

Обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Могу ли я обратиться в суд?

Потребитель для защиты своих прав вправе обратиться в суд по месту жительства, месту причинения вреда или исполнения договора.

К исковому заявлению прилагаются доказательства, обосновывающие исковые требования, то есть отказ покупателя обменять товар, в частности:

1. копия обращения к продавцу;
2. заключение экспертизы о несоответствии товара установленным требованиям качества;
3. копия документа, удостоверяющего факт приобретения товара;
4. копия технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи;
5. другие документы, касающиеся рассмотрения обращения.

Суд одновременно решает вопрос о возмещении морального вреда.

Сколько это будет стоить?

Потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав (часть 3 статьи 22 Закона Украины «О защите прав потребителей»).

Каковы сроки рассмотрения вопроса судом?

Гражданское дело в порядке искового производства рассматривается судом в течение разумного срока, но не более 2 месяцев со дня открытия производства по делу.

Куда обращаться, чтобы получить подробную консультацию?

Подробную консультацию можно получить по телефону Единого контактного центра системы бесплатной правовой помощи: 0800213103 (круглосуточно и бесплатно в пределах Украины).