КП «Трамвай» - предприятие для вывода денег

В последнее время КП «Трамвай» все чаще фигурирует в коррупционных скандалах и схемах по разворовыванию коммунального имущества. С предприятия уходят специалисты, проработавшие десятки лет, а на ключевые должности, связанные с финансами и закупками, директором назначены «свои люди» и родственники. Зачем это сделано, догадаться не так уж сложно. Свои не сдадут. А тем временем сотрудникам продолжают в неполном объеме и с задержками выплачивать заработную плату, а количество трамваев на линии сокращается с каждым днем.

С момента назначения директором КП «Трамвай» Виталия Чернявского (август 2017 года) и произошли все эти изменения. Мы уже писали о том, в каких условиях работают сотрудники предприятия, не получая при этом вовремя заработную плату. Теперь о проблемах предприятия рассказал главный инженер депо Александр Ивашина. Александр Владимирович почти 40 лет отдал предприятию, а с 1998 года работает в «Трамвае» на руководящих должностях. За это время на КП сменилось более 10 директоров, но такого, как Чернявский, по словам Александра Ивашины, он за все время работы не видел. Главный инженер депо КП «Трамвай» сразу расставляет акценты и объясняет, что им движут не мотивы мести (Александра Ивашину вынудили уйти с работы), а то, что ему больно видеть, как родное предприятие растаскивают на куски.

Нынешний директор КП «Трамвай» Виталий Чернявский

Предприятие – под схему

Как рассказал Александр Ивашина, с декабря 2011 года по август 2017-го на КП «Трамвай» сменились семь директоров. По мнению главного инженера, «болели» за предприятие лишь Сергей Гладких, возглавлявший КП до 2011 года, и Иван Скакун, который смотрел на перспективу развития трамвая. Далее директора стали меняться практически каждый год.

По словам Александра Ивашины, первое, с чего начал свою работу В. Чернявский, это смещение специалистов с ключевых (связанных с финансами и закупками) должностей, заменяя их своими знакомыми и даже родственниками.

Сперва он убрал начальника отдела кадров Светлану Викторовну Ковтунец. Затем на место начальника отдела сбора выручки вернул Бондаренко О. В., ранее замеченную в махинациях с талонами (вторая партия печаталась по сговору с Каменец-Подольской типографией) и уволенную в связи с этим. Замдиректором по экономической безопасности назначил своего друга, бывшего работника правоохранительных органов из шестого отдела Евгения Сары. Убрал начальника отдела снабжения Константина Полищука и Наталию Ивановну Мисюк, введя в структуру исключительно своих людей. Придумал должность для своего родного брата Геннадия Чернявского, который вместе с Сары стал ходить по депо и подразделениям предприятия, изучая, где что плохо лежит, рассказал Александр Ивашина.

По словам инженера, депо КП «Трамвай» после того, как В. Чернявский полностью заменил штат сотрудников на приближенных к себе людей, последовало раздувание штатов и придумывание новых должностей. В то же время специалисты, отдавшие трамваю много лет, с предприятия начали уходить. А тех, кто глаза на происходящее не закрывал, стали принуждать к увольнению. Возникшую структуру сотрудники предприятия стали называть «Империя Чернявского».

Почему вагонов стало меньше

Как рассказал Александр Ивашина, предприятием и его нормальной работой новый директор практически не интересуется. Однако самое страшное — игнорирование В. Чернявским всех норм, правил и законов по обращению с подвижным составом. А ведь они придумывались не просто так.

«К техническому состоянию трамвайных вагонов очень строгие требования, — рассказывает Александр Ивашина, — потому что мы возим людей. А 1996-й год у меня до сих пор перед глазами, это была моя смена. Оторванные руки, головы, перерезанные тела — я все это видел и повторения подобного кошмара не хочу. Есть сроки, пробеги, нормы, допуски, которые никто не отменял и которые не просто так писались. В. Чернявский абсолютно не интересуется и игнорирует все эти нормы. Заявки, которые я писал на ремонт, не выполнялись, и их скопилась целая пачка, в том числе на запчасти, которые критически важны для безопасности. При Сафронове — не лучшем времени для «Трамвая» — на линии ходило 13 вагонов. Когда директором стал Иван Скакун, подвижный состав был увеличен практически вдвое, а три вагона наши специалисты отремонтировали своими руками. 24 вагона ходили на постоянной основе, два стояли на подмене. При Чернявском своими силами мы не отремонтировали ни одного вагона («Добробаты» был восстановлен ранее), а те, которые ходили, стали приходить в непригодность. Вагоны на линии стали сокращаться, и ему, судя по всему, сделали замечание. А причина была в том, что руководитель предприятия не подписывал заявки на ремонт и приобретение запчастей. Начальник депо же обвинил меня в саботаже за якобы затягивание времени при проведении определенных видов ремонтов».

Александр Ивашина рассказал, что за месяц КП «Трамвай» собирает более миллиона гривен выручки. Куда идут эти деньги – тайна. И это только доходы от перевозок. Деньги предприятие получает еще за рекламу, услуги, аренду, из бюджета идет финансирование на электроэнергию и зарплату». По словам специалиста, если бы ежемесячно на нужды депо отдавали 30-40% суммы от перевозок, предприятие бы отлично держалось на плаву и вагоны его сотрудники восстанавливали бы своими силами.

Теневая касса

«Когда мне в руки попали счета по одному из вагонов по подшипникам, я просто ужаснулся, — говорит Александр Ивашина. — Я знаю, сколько они реально стоят, а в счетах сумма была завышена более чем в два раза. По приблизительным подсчетам, на одном комплекте подшипников ребята «нагрели» около 20 тысяч гривен. А таких комплектов было много, и именно для этих махинаций в отдел снабжения, судя по всему, Чернявским были введены свои люди. Например, один из комплекта буксовый подшипник у поставщиков стоит 1500 гривен, по счетам они были закуплены за 3300 гривен. Я сделал табличку-сравнение, принес Чернявскому и говорю: «Тебя или дурят, или ты с ними заодно». И с тех пор он начал меня избегать. Затем последовали «наезды» со стороны начальника депо, начали говорить, что я саботажник, хотя вагон снимался с линии для безопасности на протачивание бандажей. Такой ситуации никогда не было раньше, просто я не подписывал акт, потому что это преступление. Перспективы развития нет, нет никаких планов, прозрачности. Ждут денег по программе развития электротранспорта.

По словам Александра Ивашины, последней каплей стал вывоз двумя КамАЗами металла ночью 4 и 15 января с так называемого холодного склада. Запасов уникальных запчастей, которых сегодня не сыщешь. Их украли, когда инженер депо был в отпуске. «В декабре брат Чернявского Геннадий и Сары стали ходить по подразделениям и искать, где есть металл. У нас на предприятии есть «холодный склад», точнее, был, где со списанных вагонов не один десяток лет складывались дефицитные запчасти: корпуса соленоидов, электрозапчасти, двигатели, створки дверей и многое другое. При Скакуне этот склад проверяли прокуратура и ОБЭП – ни одной пропажи не нашли. Пока я был в отпуске, к складу подогнали грузовик с номером AE 3552 AK. Процессом руководил Сары. Накануне произошедшего говорю: «Виталий Григорьевич, вы что делаете? Не дам вам это вывезти, стану с камерой и буду снимать». Он взбеленился, стал кричать, требовать моего увольнения. Я плюнул и ушел. Просто стало страшно, когда разобрался, что это за человек. Не хочу, чтобы меня битой титушки отходили или гранату с наркотиками в ящик стола подбросили. В итоге, «холодный склад» вывезли, а это, по сути, неучтенка». В скором времени по похожей схеме, как это произошло с Александром Ивашиной, могут поступить и с начальником службы пути Николаем Скориком, который на предприятии проработал 43 года. В его подразделении тоже есть «холодный склад»…

Вывоз металла с КП «Трамвай»

На 23 февраля сотрудникам КП «Трамвай» заплатили 500 гривен аванса и 34% получки за январь. В этот же день предприятие покинул последний технический специалист Анатолий Хильчевский. Причина – якобы «организация забастовки», о которой на предприятии не слышали. После произошедшего о митинге протеста стали говорить вслух. Водители планируют провести его напротив горсовета.

Послесловие

На общественный контроль ситуацию на КП «Трамвай» взяли активисты общественной организации «Рух «Громадська Варта». Об этом нам сообщил член организации Денис. У общественников есть все основания полагать, что закупка запчастей по завышенной цене и вывоз с предприятия металла — лишь верхушка айсберга. Мы же продолжим наблюдать за ситуацией.

Федор Сухой