Между Доктором Смерть и Доктором Хаусом

8 июня Верховная Рада приняла в первом чтении проект медреформы, предложенный в.и.о. министра здравоохранения Ульяной Супрун. И тут понеслось! Заголовки новостей один страшнее другого. В комментариях под ними «случаи из жизни» кошмарили воображение началом тотального геноцида под предводительством Доктора Смерть, как прозвали американку, даже отдаленно не напоминающую невозмутимого Доктора Хауса.

Мнение пациента

И вот мы стоим у порога, за которым нас ждет та самая реформа медицины, стартующая прямо с первых чисел января.

Я ждала этого дня, понимая, что никто толком не будет объяснять, как предлагаемая реформа способна эти ужасы ликвидировать. Потратила время на презентацию, которую разместило на своем официальном сайте МОЗ, перечитала уйму интервью и дискуссий медиков. Нашла Александра Мостипана, который создал первую в Украине «Семейную поликлинику» (сегодня это Медицинский центр «Країна Здоров’я») и давно занимается медицинским менеджментом. Прочитала текст законов. Не раз встряла в бурные дискуссии в соцсети, рискуя потерять добрые отношения с оппонентами.

На беду, еще в последние полгода на своей шкуре испытала нынешнее состояние трещащей по швам системы. «Надо хоть что-то делать, хуже уже не будет» - на практике не раз опровергнуто: будет хуже, будет! Поэтому давайте разбираться, что ждет впереди.

Прозрачность системы финансирования медицинских услуг - почему не годится? Бесплатный «зеленый список», включающий неотложку, ургентные случаи, роды и состояния, угрожающие жизни и здоровью, годен? Европейские клинические протоколы - это хорошо? Закупка лекарств доказанного действия - плохо? Паллиативная помощь (пакет гарантированных услуг) - заслуживает бурных аплодисментов?

«МОЗ пытается полностью контролировать 77 млрд грн. субвениции из Госбюджета, единственную гарантию бесплатного медобслуживания, - бьют в колокола противники. - Их украдут!» Позвольте, а что у нас бесплатно в медучреждениях? Прием врача? Так куда деваются эти десятки миллиардов «гарантии»?

«Создание конкуренции недопустимо! - еще один слабенький аргумент. - Закроются больницы в небольших населенных пунктах, все будут ехать в клиники!» А если честно, где лично вы предпочтете оперироваться? И почему же сами высокопоставленные противники лечатся за границей, а не в больнице Крыжополя или, скажем, Малиновки, за которые так вболивают?

«А как быть неимущим пациентам, у которых диагноз «частичного покрытия», где им брать деньги на доплату?» (произносится со слезой и надрывом, с болью за неимущих пациентов). Вот на этом контраргументе я прямо остановлюсь и постою. Дражайшие мои, ответьте: а как вот прямо сейчас этим пациентам? Вы так всхлипываете, будто «бесплатная медицина» в нашей стране - это не фантом. Или серьезно считаете, что прямо сейчас кого-то заботит неимущесть пациента? Или действительно полагаете, что неимущему пациенту не приходится платить за каждую таблетку, за каждый укол, за каждую капельницу, за каждую гипсовую повязку, какими бы жизненно важными необходимостями все это ни было вызвано? Или держава прямо сейчас оплачивает неимущим пациентам лечение онкологии, стентирование, пересадку костного мозга, паллиативные состояния? Держава ничего не оплачивает. Неимущие пациенты прямо сейчас или идут с протянутой рукой, надеясь на добрых людей, или умирают. Вам не приходилось отказываться от госпитализации потому, что нет денег? И этот аргумент я не считаю негодным. Считаю манипулятивным и скотским.

«Рада проголосовала за кота в мешке! Непонятно, как будет работать закон! Плохо прописаны механизмы!» Но в законе есть пункты, указывающие, что они будут регулироваться подзаконными актами - приказами, положениями, инструкциями.

Я, естественно, не специалист в медицинском менеджменте. Я такой же пациент, как и мои читатели. Пытаюсь разобраться в аргументах «за» и «против». Недавно, потратившись изрядно на обследование, получила направление к специалисту, который, ознакомившись с результатами, спросил: «Вы претендуете на таблетки?» Нет, я претендовала на улучшение самочувствия. Тогда вот вам направление еще на обследование. Я прошла, но больше не хочу идти к нему, буду ждать очереди по предварительной записи на прием к другому. И считаю справедливым, чтобы его зарплата была намного выше, чем у того, к которому нет очереди.

Я тоже могу описывать «ужасы нашего городка», знаете ли. Свежи впечатления. Недавно «присела полежать» в сквере. Спасибо, добрые люди вызвали «скорую», врач которой сказала, что с таким давлением не живут, и примчала, вопреки возражениям, в приемный покой одной из городских больниц. Догадались, кто первым подошел к каталке в отделении и с каким вопросом? Ну, конечно! Сестра-хозяйка спросила, могу ли я заплатить 50 грн. в фонд. А вдруг умру, не успев заплатить?!

Понятно, что легко и гладко с реформой не будет. И дельцы, привыкшие к живым деньгам, придумают новые схемы их получения. Называют сумму в 4, 5 миллиарда долларов, которые оборачиваются на теневом рынке медицинских услуг. И хорошие врачи, о которых мы так мечтаем, в один год не появятся. И пенсионеры, которые нас сейчас принимают, рано или поздно уйдут на покой, а молодых чем заманить?

А еще давайте зададимся вопросом: почему никто из осуществляющих реформы в Украине не поддавался такой беспощадной критике, как Ульяна Супрун? Наоборот, расхваливали да возносили как огромное достижение. В соцопросах респонденты отмечают коррупцию в медицине, поборы, цены за операции уже не в тысячах, а в десятках тысяч, но в то же время почему-то пугаются официально платных медуслуг. Боятся, что придется платить дважды, очевидно.

Легко не будет никому, к сожалению. Каждому придется осваиваться в новых условиях. Но если у них там, где работает Доктор Хаус, ежедневно меняют постель, имеют эффективное оборудование, клиники, куда ездят наши вельможи и богачи, то у нас тоже должно получиться. Все равно у большинства из нас денег нет. Что нам терять-то?

Людмила Глок

Мнения врачей

Владимир Братанов, главврач КУ «Детская больница»:

- Медицинская реформа неожиданная и неподготовленная. В ней много изменений, которые полностью меняют стиль работы. Получается, мы резко переходим от бесплатного здравоохранения к платному. Статья 49 Конституции Украины гарантирует получение бесплатных медицинских услуг. В то же время те приобретения, которые намечаются в плане перехода на электронный учет пациентов, требуют большой материальной базы. К этому не подготовлены сельские районы, например. Сокращение медучреждений в сельской местности приведет к снижению качества предоставляемых услуг и не вовремя оказанной медицинской помощи. В бюджете деньги на это не предусмотрены. В европейских странах доля ВВП, которая приходится на здравоохранение, составляет около 10%, у нас же это 3-4%, что совершенно недостаточно. Считаю, что потребуется много усилий, чтоб достичь цели, которой требует реформа.

Финансирование в размере 370 гривен на одного пациента в год - это фактически 2-3 исследования, которые сейчас проводятся (например, проведение одного рентгена и УЗИ). Все остальные услуги будут в дефиците, на плечах пациента. Кроме того, не учтены многие незащищенные категории населения, у которых повышение цен вызовет ряд проблем: это онкобольные, больные сахарным диабетом и рядом других серьезных заболеваний.

Медреформа разделена на определенные этапы, поэтому сама реформа должна иметь положительные моменты, которые сейчас негативны и требуют доработки. Многие медицинские работники вынуждены будут менять профиль своей деятельности, искать себе работу в коммерческих учреждениях.

Алексей Волков, главврач 9-й горбольницы:

- Я сторонник реформы. Она нужна, потому что оставлять все, как было раньше, просто невозможно. Идея реформы заключается в интенсификации лечебных учреждений.

Ни для кого не секрет, что если врач делает много аналогичных операций, то он делает их с максимально положительным эффектом.

Идея создания госпитальных округов и больниц интенсивного лечения очень правильная. По реформе предполагается, что больницы будут максимально интенсифицированы, то есть не будут простаивать койки, например. Там будут сконцентрированы деньги, оборудование, в больницах будет работать медперсонал.

Глобальный вопрос по оборудованию - это сейчас дефицит по всем медучреждениям Украины. Единичные больницы сейчас оснащены по последнему слову техники. Опять-таки, одна из задач реформы - сконцентрировать высококлассное оборудование, которое поможет врачам оказывать специализированную помощь больным.

Реформа не предусматривает того, что все услуги сразу же станут платными. Предусмотрено три списка. Например, первый - это неотложные состояния пациента, когда помощь ему будет оказана обязательно в любом случает. Это гарантированная государством услуга. То есть, это будет общедоступно. А плановые манипуляции пациент будет оплачивать частично. Другую часть будет платить государство. И третий список, когда пациент оплачивает услугу полностью. Это касается таких моментов, как косметическая хирургия, например. Это касается государственных учреждений.

Второй момент - то, что медперсонал должен быть заинтересован в материальном вознаграждении. Если зарплата у врача будет достойной, то и услуга будет оказана качественней. А сейчас основная масса жалоб пациентов заключается в том, что врачу банально некогда уделить пациенту достаточно внимания.

Медреформа должна заинтересовать врача оставаться в Украине, потому что сейчас идет большой отток хороших специалистов из страны и только выпустившихся из мединститута.

Жихарева Олеся Дмитриевна, главный врач медицинского центра «Країна Здоров’я»:

- Сложно дать оценку медреформе, так как она задекларирована, анонсирована, но по факту еще не реализована. Я воспринимаю эту реформу как изменения в лучшую сторону, потому что на сегодняшний день та система здравоохранения, которая действует в Украине, не удовлетворяет ни пациентов, ни медиков, ни правительство. Она себя уже изжила. Действующая система - пережиток прошлого, она собиралась в советское время, в том государстве, которого сейчас нет, и не претерпевала никаких изменений за годы независимости Украины.

То, что анонсировал Минздрав, связано, прежде всего, с изменением финансирования системы здравоохранения. Коснется это, прежде всего, первичного звена, когда медпомощь оказывают врачи семейной практики.

С 2018 года грядут изменения, когда каждому семейному врачу будет приписан контингент населения, до 2000 человек. Но так как сейчас наблюдается кадровый голод, то, скорее всего, на одного врача будет приходиться больше пациентов, чем 2000.

Реформа предполагает, что государство на одного пациента выделяет сумму в размере 370 гривен в год, и эти деньги поступают непосредственно на счет больницы. Из этого бюджета формируется зарплата врачей, кроме того, эти деньги используются для формирования диагностической и лечебной базы, покупки оборудования, расходных материалов и т. д. Сумма в размере 370 гривен - это, конечно, не тот уровень, который бы удовлетворил потребности пациента, но нужно хоть с чего-то начинать. Для детей и пациентов в возрасте предусмотрена большая сумма.

Думаю, что поначалу реформирование будет сложно и непонятно. Надеюсь, что в рабочем порядке все вопросы будут решаться. Глобально, с моей точки зрения, медреформа - это позитивные изменения.

Манаенкова Юлия Викторовна, директор департамента здравоохранения:

- Пока еще никак не оцениваю, так как она не вступила в действие. Когда президент подпишет, мы начнем действовать. А все, конечно, красиво написано, как все это будет на самом деле в жизни, трудно сказать.

Реформа нужна, она должна быть продуманной. Если в действии будет так, что за оказание медицинской помощи наше население не должно будет ничего дополнительно платить, то это будет очень хорошо. Конечно, хочется, чтобы все в реформе было хорошо, но мы все понимаем, что не бывает гладкой, укатанной дороги. В любом случае будут возникать недоразумения и шероховатости.

В общем, с переходом на новую систему должно стать лучше. Думаю, что должно уменьшиться огромное количество сдаваемых пациентом анализов. Иногда врачи назначают их в избыточном количестве. Медреформа должна стабилизировать систему здравоохранения, чтобы избежать огромного расхода денежных средств, который есть на сегодняшний момент.

Я думаю, что реформа даст свои позитивные плоды, а все невзгоды мы преодолеем.

Фандий Владимир Анатольевич, главный врач КУ «Каменская городская больница №1»:

- Медреформа - это очень хорошо, потому что есть надежда на лучшее качество предоставления медицинских услуг, на улучшение медикаментозного обеспечения и материально-технической базы. Надеюсь, что не будет сокращений медперсонала, больничных коек в медучреждениях, ведь раньше медицинская сфера была слишком «раздута», сейчас уже более-менее приведено к европейским стандартам и нормам. На данный момент медикаментами обеспечены, льготные рецепты имеем возможность выписывать, питание в больнице нормальное, пациенты не жалуются. Зарплату врачи получают вовремя. Это уже положительный момент.

Думаю, проблема в том, что семейных врачей сейчас мало учат. Например, 6 или 8 месяцев - и уже семейный врач, в то время как стоматологов учат пять лет.

Все новое всегда воспринимается в штыки, но потом по ходу дела понимаешь, что рациональное зерно всегда есть.

Олег Яценко, главврач тубдиспансера:

- Сейчас по уровню затрат на здравоохранение Украина, наверное, находится на первом месте в мире. Стоимость заложенных средств и полученная эффективность находятся в самом неоптимальном соотношении.

Реформа должна быть - в этом у меня сомнений нет. Та система, которая у нас сейчас работает, складывалась совершенно в другой стране и в других экономических условиях. Сейчас у многих людей совершенно разное трактование реформы, все ее понимают по-своему. Сейчас наблюдается недостаток объективной информации в понимании медреформы. Четкого проекта реформы, пошагового, ни на национальном уровне, ни на региональном просто нет.

Второй момент в реформе - это автономизация медучреждений в своей деятельности. Это одна из составляющих реформы - управление теми ресурсами, которыми располагаешь. Тогда нет вопроса в том, что кто-то закроет то или иное медучреждение.

Один из мифов в реформе - это сокращения. Например, в тубдиспансере укомплектованность врачами на данный момент - 83 %. Сейчас, например, молодой врач получает как водитель трамвая. Больше, чем на полторы ставки, врач работать не может. В новой системе, когда у одного врача будет 500 пациентов, а у другого - 2000, у них будет отличаться зарплата. На сегодняшний день декларация очень опережает практические шаги в отношении медреформы.