От Яблонской до Гапчинской - новая тема лектория в каменской библиотеке

Лекторий «Всемирная художественная культура» прошел в Центральной библиотеке им. Т.Г. Шевченко. Ведущий библиотекарь абонемента  Алла Беленко познакомила слушателей с  двумя украинскими художницами - Татьяной Яблонской и Евгенией Гапчинской.

Особенностью творчества художницы Татьяны Яблонской является то, что каждый новый период в ее долгой творческой биографии никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна.

Известные картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Жизнь продолжается», «Вечер. Старая Флоренция»,«Жизнь (Родоначальница)», «Юность» и др.

На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий, просто «Татьяна Яблонская». И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. 

Украинская художница Евгения Гапчинская - поставщик счастья №1, как она сама себя называет.  Ее работы сложно спутать с другими — удивительные человечки с детскими подписями в духе «Мама купила мне трусы в розочках» или «Глупое мое сердце все любит и любит». Эти трогательные, наивные и душевно-скругленные персонажи пришлись по сердцу многим, кто их видел. 

Уроженка Харькова Гапчинская родилась в большой семье — пятым ребенком. Окончила в родном городе художественное училище и институт, год стажировалась в Нюрнбергской академии искусств. По словам художницы, в Киев она попала «от отчаяния и полной нищеты». Гапчинская вспоминает, что своих человечков она тогда еще не рисовала: «Я рисовала так, как меня учили в институте — полный реализм, репинский… После института мне надо было два года, чтобы как-то поломать то, как я рисовала до этого».

На каждой картине — человечки с маленькими ручками и большими головками, такие милые и настоящие. «Я не знаю, почему они такие, я не знаю, дети они или взрослые, — говорит Евгения Гапчинская. — Я рисую то, что вижу».

Тематика на «детско-ангельскую» тему весьма разнообразна: один из них — вылитый Пушкин,  есть и Алиса, которая в Стране Чудес.

Некоторые из персонажей одеваются, как во времена Марии-Антуанетты и носят смешные высокие парики.

Для успеха не только в среде художников, но и в любом другом деле у Гапчинской есть один совет, который, по ее словам, подойдет и производителю туфлей, сумок, водки, пирожных, любому человеку, который что-то делает: «Не пить, меньше спать, меньше есть, больше работать, не отчаиваться, когда что-то не получается. Это рецепт для любой профессии, для любого вида деятельности. Здесь все равно - делаешь ты картины, или шьешь белье. Если ты не успокаиваешься, то все у тебя получится».