Пять мифов о ProZorro

Одна из немногих реформ, которые за три года после революции можно назвать успешными — это реформа госзакупок, лицом которой является уже ставшая знаменитой на весь мир электронная система ProZorro.

Само собой, любая хоть сколько-нибудь удачная попытка побороть коррупцию хотя бы в одной из сфер, всегда наталкивается на противодействие, ведь госзакупки — это почти половина бюджета страны, никто просто так не отдаст такой лакомый кусок. Противодействие это может принимать весьма причудливые формы — от прямого протягивания через парламент анти-реформаторских законопроектов до спланированной кампании по дискредитации реформы и ее авторов. Одной из таких форм противодействия реформы является распространение всевозможных мифов о самой системе ProZorro и о реформе в целом. Но мифы — они для того и существуют, чтобы их развеивать. Давайте этим и займемся.

Миф №1. Все куплено до нас

Важно понимать, что ProZorro — это не волшебная палочка, а инструмент. Инструмент, который позволяет любому желающему видеть весь процесс от начала и до конца. Именно эта возможность видеть все и является основным предохранителем от любых подтасовок. Ведь не так-то просто чиновнику взять на себя ответственность за неправомерный выбор победителя торгов, если решение о таком выборе нужно собственноручно подписать и выложить в систему на всеобщее обозрение. А еще из системы ничего нельзя удалить. Даже если заказчик захочет внести изменения в документацию, ее предыдущая версия останется в системе, доступная для просмотра и скачивания. Конечно же, ни один инструмент не будет работать, если им не пользоваться. В данном случае это означает, что бизнес не должен оставлять без внимания нарушения, которые допускают заказчики в системе — нужно задавать вопросы, писать жалобы, обращаться в аудиторскую службу и Антимонопольный комитет. ProZorro дает для этого массу возможностей.

Миф №2. ProZorro очень дорого обходится бюджету

Изначально система задумывалась и реализовывалась волонтерами и совершенно бесплатно. Чуть позже к ее созданию подключились международные фонды и некоторые IT-компании, которые видели в системе коммерческие перспективы для себя в будущем. В итоге на создание ProZorro не было потрачено ни копейки бюджетных средств, что позволило ей стать действительно независимой. Более того, плата, которая взимается с участников торгов, пропорционально делится между бюджетом и торговыми площадками, что делает систему одновременно и самоокупаемой, и выгодной для площадок. Но о торговых площадках мы поговорим в следующем мифе.

Миф №3. ProZorro — это частная кормушка для ее создателей

Архитектура ProZorro — уникальна. И этот факт уже является признанным во всем мире. Система построена так, что государство лишь администрирует центральную базу данных (ЦБД), а все действия в этой базе осуществяются через так называемые торговые площадки, которых в системе уже более десяти. Торговые площадки — это IT-компании, которые разработали соответствующий софт, прошли аккредитацию и стали частью ProZorro. Такой площадкой может стать любая компания, которая в состоянии удовлетворить условия аккредитации, то есть ProZorro не только открывает огромный рынок публичных закупок для бизнеса, но и сама по себе является выгодным и, что самое главное, абсолютно прозрачным бизнесом. B2G в чистом виде. Более того, за счет конкуренции между площадками заказчики и участники получают постоянно улучшающийся сервис, которым никогда не похвасталось бы государство, будь оно единоличным администратором системы. И, конечно же, такая конфигурация системы снижает до минимума коррупционные риски в части вмешательства в систему. Ведь со всеми площадками не договоришься, а информация на них отображается одна и та же и на всех одновременно.

Миф №4. Участвовать в торгах слишком дорого

За участие в торгах с участников действительно взимается оплата. Ее размер зависит от ожидаемой стоимости лота и составляет от 17 до 1700 гривен. Те, кто когда-нибудь участвовал в государственных торгах по старой системе, не дадут соврать — очень часто расходы на распечатку огромной кучи бумажных копий, время сотрудников, потраченное на их сшивание и опечатывание, а также затраты на траспортировку сначала документации, а потом и уполномоченного сотрудника к месту официального раскрытия тендера (особенно если они проходили в другом городе) тянули и на гораздо большие суммы. К тому же некоторые площадки имеют свои бонусные программы (это и есть результат той самой конкуренции), по которым новый участник может, например, попробовать свои силы на нескольких первых торгах бесплатно, либо же, кроме участия в торгах, получает от площадки еще и различные “плюшки” в форме бесплатных обучающих семинаров и вебинаров по публичным закупкам.

Миф №5. Некому жаловаться

ProZorro устроена так, что по ходу торгов и после их окончания есть возможность задать вопрос, получить уточнение от заказчика или отправить жалобу не отходя от компьютера. Для так называемых допороговых закупок (до 200 тысяч гривен для товаров и услуг и до 1,5 миллиона гривен для работ) все такие жалобы рассматриваются специальной комиссией. Для надпороговых закупок (свыше перечисленных сумм) основным органом обжалования является Антимонопольный комитет. Достаточно кликнуть на соответствующую кнопку в системе и ваша жалоба автоматически будет направлена в орган обжалования. При этом торги будут приостановлены до вынесения решения. Но даже если десятидневный срок на обжалование после окончания торгов уже прошел, у вас все равно остается возможность обратиться в Государственную аудиторскую службу, которая осуществляет финансовый контроль за публичными закупками. Ну, а если решение того или иного органа все еще вызывает у вас сомнения, то вам прямая дорога в суд, через который можно обжаловать любое решение. К тому же, благодаря тотальной открытости системы, любой желающий может самостоятельно мониторить ход абсолютно всех торгов в системе. Для этого достаточно зайти на аналитический модуль ProZorro, который находится по адресу: bi.prozorro.org. Его возможности почти безграничны. Здесь вы можете, например, отследить качество всех тендеров любого из заказчиков или найти для себя ниши с низкой конкуренцией, то есть те тендеры, где участвует минимальное количество представителей бизнеса. Так что способов отстоять свою правоту - масса, главное - использовать их.

Данное исследование представлено ОО «Платформа Громадський Контроль» в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).