Сутки на избирательном участке

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Никогда до этих президентских выборов я не работала в составе избирательной комиссии. За несколько месяцев до назначенной даты мне предложили такой вариант дополнительного заработка, мотивируя тем, что за короткий период времени можно легко и достаточно прилично заработать. А в рамках проекта «Журналист меняет профессию» это стало очередной моей «профессией», которую я испробовала на себе.

Работать мне предстояло в роли члена участковой избирательной комиссии на участке №40. Как меня и предупреждали заранее опытные в этом деле люди, мне предстояло посетить несколько собраний комиссии во время подготовки к решающему дню — выборам президента. Честно признаться, не придавая особой важности напутствиям старожилов, я подумала, что легко смогу совместить свою основную деятельность и так называемую однодневную, как мне казалось на тот момент, подработку, за которую обещали неплохо заплатить. Недели за три до выборов меня стали беспокоить звонками на мобильный телефон с приглашением явиться на собрание для обсуждения организационных вопросов работы комиссии. Первый раз я ответственно подошла к этому, и как только смогла освободиться после работы, так сразу и приехала в назначенное место почти в назначенный час. Избирательный участок, где мне предстояло работать, находился в школе №13, в районе Черемушек. Но в то время, когда я приехала, собрание уже закончилось. Так как необходимый кворум для принятия решений был, то меня никто ждать не стал. На первый раз, несколько удивившись такому легкому разрешению ситуации, я подумала, что и дальше меня ждут примерно такого же рода собрания. Но уже следующий раз был обязательным для посещения, и меня об этом предупредили несколькими звонками заранее. Действительно, состоялось собрание, на котором всем членам комиссии выдали пригласительные для жителей района (их необходимо было разнести по адресам). Оказалось, их не так уж и мало, хорошо было то, что оба дома находились рядом. Прежде чем разнести их по адресам, их нужно было разрезать, так как распечатаны они были на обычных листах формата А4. Порой, я не успевала выполнять свою основную работу, так что этот момент немного стал меня напрягать. Вопрос был в том, когда это делать, если времени и так не хватает… Помочь разрезать пригласительные мне помогла моя дочка-второклассница, которой мне пришлось доверить такое ответственное задание. А вот разносить по этажам пришлось перед началом рабочего дня, на что у меня ушло около часу, так что бегать по этажам пришлось быстро.

Еще в обязанности члена комиссии входило обязательное так называемое дежурство на избирательном участке, которое заняло половину моего рабочего дня. Но так как там нужно было просто дежурить, то есть сидеть и ждать людей, которые желают проверить себя в списках избирателей, то я смогла провести это время с пользой для своей трудовой деятельности. После были еще два обязательных собрания, на одно из которых прийти я не смогла. Вот здесь я выслушала в телефонном режиме о своей безответственности и некомпетентности: мол, не знали, что вас ждет, незачем было браться. Но отступать уже было поздно, так как через пару дней должны были состояться выборы и аванс за работу уже был получен.

Перед решающим днем выборов меня предупредили, что, скорее всего, весь процесс займет сутки, в лучшем случае — часов 17-20. Поэтому нужно запастись терпением, едой и хорошим настроением. С едой и терпением еще как-то можно было настроиться и подготовиться, а вот хорошего настроения становилось все меньше. Тем более, я знала, что на следующий день, в понедельник, после выборов, меня ожидал обычный рабочий день и выходного на «отсыпание» после суток не предполагалось априори. Откровенно говоря, уже 30 марта, в канун выборов, мне хотелось отказаться от этой идеи, вернуть аванс и совсем не жалеть о потраченном времени и силах, но врожденное чувство ответственности взяло верх. Я думала о том, что нехорошо будет в самый последний момент подвести людей, членов комиссии, которые все же рассчитывают на меня, хоть уже и знают о моем не совсем ответственном отношении к этой деятельности.

В решающий день работы на участке, день выборов, явиться на избирательный участок предстояло к половине седьмого утра. Уже само это время вызывало у меня внутренний протест, не было никакого вдохновения, несмотря на неплохое материальное вознаграждение. Но, настроившись морально и физически на работу в течение суток, я пришла с небольшим опозданием, которого в суете никто и не заметил. В обязанности мне вменили списки избирателей. Суть работы заключалась в том, чтобы найти по адресу и ФИО человека в списках по предъявленному документу — паспорту. Моей напарницей, которая выдавала человеку бюллетень, была приятная женщина Татьяна. Как-то внутренне я почувствовала к ней расположение, и этот факт меня немного утешил: хоть рядом с хорошим человеком проведу день…

После открытия избирательного участка, ровно в восемь утра, мы приступили к работе, ожидая первых желающих проголосовать. Удивительным для меня было то, что таких оказалось не так уж и мало, несмотря на раннее, по моим меркам, воскресное утро. Вероятно, в погожий солнечный денек люди решили сначала выполнить свой гражданский долг, а потом ехать на природу, отдыхать. Тот факт, что этот день, такой прекрасный, теплый и солнечный, мне предстояло провести в закрытом помещении, из которого я не могу уйти ни под каким предлогом и даже ненадолго отлучиться, вызывал у меня крайне отрицательные эмоции. Это было связано с тем, что и в повседневной-то жизни выходные, а особенно первые теплые денечки случаются пока не часто, а, можно сказать, впервые, а тут выходной… Так что настроение у меня было плохое. Но в первой половине дня, примерно до трех часов, работа у нас в прямом смысле слова кипела. Время действительно прошло практически незаметно. Сложно было даже ненадолго отлучиться с рабочего места, чтобы перекусить и выпить чаю. Но после трех часов дня, когда начался спад визитов наших посетителей, время стало тянуться. И если поначалу это не напрягало, а воспринималось как благодарность за временную передышку, то потом уже стало откровенно скучно и утомительно. Тем более, я понимала, что после закрытия участка еще масса времени уйдет на распределение бюллетеней и подсчет голосов, оформление документации. К концу дня голосования уже не было искусственно приподнятого настроения и настроя на работу: хотелось, чтобы сутки побыстрее закончились, и появились мечты о том, чтобы просто прилечь…

После 12-часового дня работы избирательного участка двери школы закрылись, и мы приступили к активной работе, как будто нужно было забыть усталость после более 12 часов нахождения только в этом помещении и предстоящую ответственную работу. Но деваться уже было некуда, оставалось только настроиться на то, что еще примерно столько же времени нужно работать и не спать. Монотонная деятельность меня угнетает в принципе, а такая, которая не требует интеллектуального напряжения, еще больше. Коллективно приступив к работе, первые несколько часов прошли более-менее гладко, не считая эмоционального давления со стороны главы комиссии, которая, на мой взгляд, чрезмерно сеяла панику. После подсчета и упаковки бюллетеней осталось написать протоколы красивым почерком. Поначалу этим занимались только секретарь и заместитель главы комиссии, но так как протоколов было много, к этому занятию подключили всех остальных, чтобы мы не скучали в ожидании. Почерк у меня не очень хороший, поэтому в час ночи стараться выводить буквы мне было уже физически сложно. Единственным желанием было оказаться дома под теплым одеялом. Но все члены комиссии находятся в равных условиях, и никому не интересно, что мне перед работой нужно поспать хоть пару-тройку часов. Но и это было не так тяжело, как оказалось после. Вот томительное ожидание сигнала от главы комиссии о том, что документы сданы и можно идти домой, действительно напрягало. В состоянии жуткого желания спать я провела несколько часов. Уже не радовала книжка, которую можно было почитать, ни фильм, который можно было смотреть. Наконец, после долгожданного звонка главы комиссии, что все в порядке, можно было идти домой. Момент, который уже не радовал, потому что усталость поглощала эмоции. Придя домой после суточной работы, я не могла сразу уснуть. Такое состояние у меня бывает всегда после сильного переутомления.

Могу сказать, что работа на избирательном участке — это хорошая возможность заработать за достаточно короткий промежуток времени, но считаю, что это подходит людям, которые до этого трудятся не так напряженно и затратно по времени, как было в моем случае, когда уже до этого дня я была уставшей и измотанной.

Сколько можно заработать

По некоторым данным, от штабов различных партий платили в среднем около 2 500 гривен. Еще 500 гривен — государственные деньги, сумма которых рассчитывается из размера минимальной зарплаты за определенное количество времени.

С. Брижа