В АМКУ прокомментировали возможность повышения цены на продукцию «Днепразота»

В разрешение ситуации, которая сложилась из-за остановки АО «Днепразот» производства и реализации жидкого хлора, используемого для обеззараживания питьевой воды, вовлечен Антимонопольный комитет Украины.  Как следует из сообщения, опубликованного на сайте ведомства, ни один действующий нормативно-правовой акт не запрещает АО «Днепразот» повысить цены на собственную продукцию, однако отказ предприятия, занимающего монопольное положение на рынке, от реализации товара при отсутствии его альтернативных источников, признается злоупотреблением монопольным положением и влечет наложение штрафа до 10% дохода субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год:

«Реагируя на общественный резонанс, вызванный распространенным в СМИ сообщением об обращении АО «Днепразот» в АМКУ за заключением о возможности изменения (повышения) цены на жидкий хлор и соответствие таких действий положениям антимонопольного законодательства, информируем о следующем.

Действительно, в Комитет поступило заявление АО «Днепразот» от 02.07.2018 и дополнение к нему от 09.07.2018 относительно квалификации действий в порядке статьи 14 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Подчеркиваем, что Комитет согласно своим полномочиям и задачам, определенным законодательством, не является ценовым регулятором, не устанавливает и не дает заключения об экономической обоснованности цен на товары.

Однако Комитет имеет полномочия в рамках рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции определять, является ли злоупотреблением монопольным положением установление предприятием – монополистом таких цен, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке.

Цены на жидкий хлор являются свободными ценами, которые самостоятельно устанавливаются субъектом хозяйствования и на которые отсутствует государственное регулирование. Таким образом, если АО «Днепразот» уверено в обоснованности повышения цены на собственную продукцию – ни один действующий нормативно-правовой акт не запрещает такие действия.

При этом частичный или полный отказ субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, от реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации признается злоупотреблением монопольным положением (п. 5 ч. 2 ст. 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»). Это нарушение влечет наложение штрафа до 10% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

Также сообщаем, что рассмотрение заявления АО «Днепразот» о предоставлении выводов относительно квалификации действий состоится на заседании Комитета, запланированном на 19.07.2018».