За кулисами театра

Наверное, каждый каменчанин хоть раз, но посещал театр им. Леси Украинки. Мы с удовольствием смотрим на захватывающее и яркое действие на сцене, сопереживаем героям и восхищаемся игрой актеров. На сцене мы видим продукт, который создается благодаря слаженной работе всех сотрудников театра. Чтобы узнать, как работает этот механизм, давайте заглянем за кулисы нашего театра.

Такая возможность у нас выпала в пятницу, 17 марта. Как раз в этот день в театр приехали представители жюри фестиваля «Сiчеславна». Они оценивали два спектакля - «Золушка» и «Гамлет».

В этот раз мы заходим в театр не через парадный, а через служебный вход. Проходя по темному коридору, обращаем внимание на освещенное лампой расписание на стене. Здесь на большом листе бумаги почасово расписан график репетиций и спектаклей на неделю.

К 8.30 на работу приходят руководство театра, администрация и сотрудники цехов. Режиссеры и артисты обычно приходят к 10-11 часам утра - все зависит от назначенной репетиции.

В день нашего посещения в 11 часов на сцене показывают «Золушку». Еще утром сцена была прибрана и монтировщики выставили необходимые декорации.

У каждого спектакля есть собственное сценическое оформление, которое призвано создавать соответствующую атмосферу. Спектаклей много, соответственно, и декораций тоже. Они хранятся на специальном складе, который называется «карман сцены» - большое помещение, в котором на огромных полках разложены всевозможные предметы: колонны, деревянные колеса, бочки и даже... гроб Офелии из спектакля «Гамлет». Монтировщики к каждому спектаклю и репетиции выставляют все необходимые декорации, то есть вид сцены меняется несколько раз в день.

Музыка и свет - два неотъемлемых элемента, создающих необходимое настроение, которое хочет передать режиссер-постановщик зрителям. На балконе театра в двух соседствующих кабинетах расположены радиоцех и осветительный цех. Звукорежиссеры и осветители работают в соответствии с партитурой, подготовленной к каждому спектаклю, где подробно прописан план действий.

До начала спектакля остались считанные минуты. В коридоре возле сцены начинается небольшая суета, то и дело мимо проходят разодетые графы и принцы. В гримерном цехе доделывают прически сестрам Золушки, одной из которых надевают большой зеленый парик. «Мы прекрасны, а Золушка противная», - шутит Анна Бахмут, войдя в роль одной из сестричек главной героини.

Рядом с расписанием находятся два не менее важных кабинета, где хранятся реквизит и костюмы. В реквизиторском цехе на высоких стеллажах разложены шпаги, посуда, цветы, зонтики и даже расшитые башмачки Золушки, то есть все предметы, которыми пользуются актеры на сцене.

По соседству расположен костюмерный цех: более 5 тысяч единиц одежды развешено на вешалках, и это не считая поясков, шляпок, шарфиков и прочей мелочи. «Согласно расписанию, к каждому спектаклю мы готовим костюмы. Предварительно утюжим их, если нужно - подшиваем и разносим артистам по гримерным, - рассказывает начальник костюмерного цеха Светлана Проскурова, застегивая плащ на Принце. - Помогаем артистам одеваться, потому что есть сложные костюмы на крючках или кринолине».

«Третий звонок. Внимание, начинаем спектакль!» - раздался голос помощника режиссера. По радиопульту, находящемуся возле сцены, она руководит всем происходящим на подмостках.

Пока зрители наслаждаются спектаклем, в театре продолжается рабочий процесс, полным ходом идет подготовка к грядущей премьере «Наталки Полтавки». В столярном цеху, во дворе театра, достраивают мельницу, которая будет частью декорации. Все элементы изготавливаются согласно эскизам и чертежам, которые подготовила художник-постановщик Ирина Кохан, а утвердил режиссер-постановщик знаменитой пьесы Котляревского, художественный руководитель театра Сергей Чулков.

Следующий пункт, куда попадают заготовки декораций, - художественно-бутафорский цех. «Мы красим, клеим, лепим, рисуем, - объяснила начальник цеха Оксана Лавринчук. - Механический и столярный цеха выдают нам основу, а мы доводим ее до кондиции. Вот мы доделали снопы сена к спектаклю, а на полу мы докрашиваем кулису. После этого готовые декорации отдаем в монтировочный цех, который оформляет сцену».

Яркие и необычные костюмы артистов изготавливаются в театре - этим занимается швейный цех. «Художник рисует эскизы, а мы эти эскизы разбираем, кроим и шьем. Каждый костюм изготавливается непосредственно под размер артиста, бывают и сложные работы, некоторые нужно вручную обшивать бисером, пайетками и камнями. Это долгая и кропотливая работа, но зато какая красота получается на сцене, - показывает эскизы начальник швейного цеха Наталия Биличенко. - Сейчас мы готовим костюмы к «Наталке Полтавке», они должны быть готовы не позднее чем за две недели до премьеры».

Каждый цех театра занят своим делом и выполняет свою функцию, но эта слаженность достигнута благодаря руководству заведующего постановочной частью Валентина Макарова, отвечающего за своевременную подготовку всех элементов оформления спектаклей.

Но отправная точка всех творческих идей и замыслов - художественное руководство, где главные и окончательные решения принимает художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Чулков. Режиссеры-постановщики, художники-постановщики, главный дирижер и главный балетмейстер, литературная часть работают под его эгидой. Они совместно и поэтапно разрабатывают план будущих спектаклей и концертных программ, формируют задания для каждого из цехов.

Кроме того, за все, что происходит в театре, отвечает директор - заслуженный деятель искусств Украины, заслуженная артистка Казахстана Маргарита Кудина. Деятельность директора широка и многообразна. В конечном итоге, именно она обеспечивает выполнение всех творческих планов, делает все, чтобы главное, для чего существует театр - встреча артистов и зрителей во время спектакля, прошла на самом высоком уровне.

Мы любим театр. Действие на сцене дарит нам новые впечатление и эмоции, помогает окунуться в новый мир. Каждый спектакль - это отдельная жизнь, которая создается талантливой игрой актеров и слаженной работой всех сотрудников театра им. Леси Украинки.

Е.Киба