Зима - в рамках финансирования

О всесторонней готовности к содержанию автомобильных дорог города в зимний период неоднократно отчитывался и сообщал руководитель департамента ЖКХ в канун сезона. Практика не совсем подтвердила его слова: с первым гололедом весь город посыпать песчаной смесью и обезопасить движение не удалось.

29 ноября утро отметилось гололедом и отсутствием посыпки на многих автомобильных дорогах города. Не посыпаны были и многие пешеходные тротуары. А вот придомовые территории, напротив, дворники подготовили с раннего утра. Почему так произошло и что нас ждет зимой, рассказали Вадим Ермоленко, директор ЧП «Сегмент», и Сергей Понизов, директор департамента ЖКХ.

По словам Вадима Ермоленко, директора ЧП «Сегмент», в первую очередь предприятием обрабатываются участки дорог, по которым осуществляются пассажироперевозки, так как безопасность людей - это первоочередное. Также в приоритете мостовые переходы, подъемы и спуски с них. Поэтому не основные улицы, такие как Медицинская, Шепетова, Сачко, Ковалевича, Днепрострой и др., обрабатываются по остаточному принципу.

Весну на дорогах не сделать

«Как невозможно на сегодняшний день заасфальтировать все ямы, сделать все крыши и лифты, так невозможно везде и одновременно посыпать все дороги, - говорит Вадим Ермоленко. - Мы должны понимать, в каких реалиях живем, с какими проблемами сталкиваемся ежедневно. Нельзя в одной отдельно взятой сфере услуг сделать рай, если везде все не идеально. Я вас уверяю: на сегодняшний день предприятие «Сегмент» из тех реалий, которые существуют, делает все возможное и оптимально. Гололед наступает одновременно и везде, а в городе 560 км дорог. Посыпка - это не ремонт, когда мы можем резко переключиться с одного участка на другой».

По словам Вадима Ермоленко, в первую очередь предприятием обрабатываются участки дорог, по которым осуществляются пассажирские перевозки, так как безопасность людей - это первоочередное. Также в приоритете мостовые переходы, подъемы и спуски с них. «Если фура, например, полетит вниз по проспекту Свободы, то будет большая беда. Поэтому не основные улицы, такие как Медицинская, Шепетова, Сачко, Ковалевича, Днепрострой и др., обрабатываются по остаточному принципу, становясь в очередь. Я не говорю, что негатива или недочетов в нашей работе нет. Их полно и даже больше, чем вы можете представить, я это вижу как руководитель. Но мы не можем, исходя из сегодняшних реалий, одновременно по всему городу сделать весну».

Не хватает техники и финансирования

По словам директора «Сегмента», на 560 км дорог города по нормативам необходимо 62 единицы техники, чтобы в течение двух часов, как это прописано в ДБН, сделать их безопасными для передвижения. И это при учете финансирования около 50 млн гривен на весь сезон. На сегодняшний день предприятие располагает 12 единицами техники. Финансы - 0,8 млн грн. на два месяца, до конца года.

«Это не вина Ермоленко или мэра, что таких денег нет. Власть тоже заложник ситуации. Ну не может мэр на зимнее содержание выделить 50 млн, нет у него их. Такая же ситуация сейчас наблюдается в Киеве и Днепре. Это стихия. А задача городских властей как можно оперативнее и качественнее на нее среагировать, сделав безопасным проезд, в первую очередь, на первостепенных дорогах, а потом сделать хорошо и по другим улицам», - говорит Вадим Ермоленко.

Простая арифметика

По словам Вадима Ермоленко, песчано-солевая смесь для посыпки дорог заготовлена еще с мая и ее количества должно хватить до марта. Ее расходы, по словам руководителя «Сегмента», - «простая арифметика», поэтому удивляться большим цифрам не стоит.

«Часто можно услышать вопрос о том, где же эти тонны. Пожалуйста, приходите на предприятие, садитесь в диспетчерскую и проверяйте, нам скрывать нечего. Это простая арифметика. Расход посыпного материала на 1 кв. м поверхности, по нормативам, составляет от 200 до 300 г. Весь проспект Юбилейный, например, имеет протяженность 2 300 метров при ширине около 16 метров. Умножаем 2300х16 = 36 800 кв. м. Из чего следует, что один проход потребует 11 тонн материала. И это один раз посыпать один проспект. Если идет леденящий дождь, то через два часа снова нужно просыпать. А есть мост на левый берег, который девять километров только в одну сторону, есть другие улицы. Где 500 тонн? Да вот они! Да, 29 ноября на Днепрострое было хуже, чем в городе, я этого не отрицаю, но он второстепенен. Если гололед начинается в 23.00, мы выезжаем и до утра все более-менее посыпаем. Но если гололед приходит в 4 утра, до 9 утра мы никак не успеем все обработать. Одна ходка на левый берег - это где-то час двадцать. Даже если придет другой подрядчик и не будет Ермоленко, никто не сделает невозможного. Выше головы мы не прыгнем», - сказал Вадим Ермоленко.

Кто за что отвечает

На заседании исполкома было решено, что за департаментом ЖКХ закреплены 94 улицы города - это наиболее ответственные места, по которым проезжает много транспорта. Остальные улицы обслуживают администрации районов. Для этого им выделены соответствующие деньги. Об этом рассказал Сергей Понизов, директор департамента ЖКХ.

По словам директора департамента, в рамках подготовки дорог к зимнему периоду времени уже заключены договоры с ЧП «Сегмент» (Южный и Заводской районы) и ЧП «Будшляхсервiс» (Днепровский район).

До конца года финансирования, по словам Сергея Понизова, осталось около 240-250 тыс. гривен на каждый район. Днепровскому району, правда, денег добавили.

«Заготовлено более 15 тысяч тонн песчано-солевой смеси. В прошлом году было заготовлено 10 тысяч тонн, которых не хватило, поэтому приходилось докупать. Подготовлено 33 единицы техники - погрузчики, КДМ, грейдеры, самосвалы, КрАЗы, бульдозеры и 13 тонн горюче-смазочных материалов. С 21 ноября подрядные организации, обслуживающие город, были переведены на круглосуточное дежурство в связи с погодными условиями», - рассказал директор департамента ЖКХ.

Кроме зимнего содержания дорог, по словам Сергея Понизова, около 30 млн гривен выделено на санитарное содержание - 9,9 млн грн. Днепровскому району и по 10 млн грн. - Южному и Заводскому.

Обращение к водителям

Из-за нескольких инцидентов, в том числе приведших к ДТП, Вадим Ермоленко просит автомобилистов придерживаться нескольких несложных правил.

«Мы очень просим наших автомобилистов соблюдать скоростной режим и использовать зимнюю резину. Если КДМ-ка едет на подъем, посыпая, например, проспект Стуса, пропустите ее - она же для вас посыпает! Маршрутки неоднократно останавливаются перед техникой, высаживая пассажиров. Автобус уехал - посыпалка тронуться не может, она груженая. Кроме этого, когда техника останавливается, идет неравномерная посыпка. Не оставляйте машины вдоль дорог и у перекрестков. Проспект Свободы из-за этого крайне сложно посыпать. Недавно было ДТП: отвалом, который чистит снег, зацепили машину на Магнитогорской, человек бросил авто у перекрестка и пошел по своим делам, водитель теперь будет платить.

Собачьи лапки не в приоритете

Как рассказал директор «Сегмента», новые технологии в зимнем содержании дорог предприятие пока не использует. Это связно с рядом объективных причин, в том числе и из-за дороговизны менее агрессивных веществ, нежели «Артемсолевская» соль с песком.

«Современные реагенты - это пока то, к чему мы можем только стремиться. Например, в Праге специальные реагенты используют, так как лапки собак плохо реагируют на соль. Кроме этого соль портит и дорогую обувь. У нас это пока не в приоритете», - резюмировал Вадим Ермоленко.

Д. Кравец

Для справки. Предприятие ЧП «Сегмент» существует в городе с 1996 года и сейчас базируется на асфальтном заводе. Основным профилем предприятия является ремонт дорог, их санитарная очистка, зимнее содержание.