«Село, не тронутое культурой»: в новой книге историк собрал неизвестные факты о прошлом Каменского

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Предлагаем вниманию читателей отрывок из неопубликованной книги Александра Слоневского «Село, не тронутое культурой». Будем надеяться, что в Каменском или его окрестностях найдутся люди, старанием которых новое краеведческое исследование уважаемого автора увидит свет.  

УЕЗДНОЕ СЕЛО КАМЕНСКОЕ

Последняя четверть ХIХ, начало ХХ столетия ознаменовались в Екатеринославском уезде повсеместным капитальным ремонтом церквей и сооружением новых. Возведенные более ста лет назад, они нуждались в основательном обновлении. В большинстве своём дома молитвы являлись главными достопримечательностями сельских пейзажей, а их служители – чуть ли не единственными представителями местной интеллигенции. При активном содействии паствы настоятели общин благоустраивали подведомственные им святилища.

Согласно топографической карте 1853 года в селе Романково, центре одноимённой волости, насчитывалось 777 дворов, в Каменском – 220 дворов, в селе Тритузное – 265 дворов.

В Каменском, в центре селения на улице Церковной, проходящей по низменной и сырой местности, тщанием прихожан под руководством настоятеля Филиппа Яновского был произведен капитальный ремонт старого деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы (на фото, до реконструкции):

Ещё 26 января 1872 года «по вниманию к долголетнему усердному служению при не укоризненном поведении» отец Филипп был удостоен церковной награды – набедренной повязки. Именно ему предстояло стать зачинателем коренной реконструкции сельского храма и достойно её завершить. Хотя, конечно, все понимали, что объём реконструированной церкви вскоре войдёт в противоречие с возрастающим количеством прихожан.

При реконструкции удалось сохранить элементы казачьей постройки, был установлен красивый иконостас и необходимые церковные принадлежности. И в 1879 году обновлённая церковь открыла свои двери для прихожан в храмовый праздник 21 сентября – день рождества Пресвятой Богородицы. За отлично-усердную службу по епархиальному ведомству отцу Филиппу Яновскому 18 апреля 1881 года была пожалована Высочайшая награда в виде камилавки.

Камилавка – головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра.

В 1884 году представитель епископа о. Даниил Донцов доносил Его Преосвященству Феодосию, епископу Екатеринославскому и Таганрогскому и Кавалеру:
«Во второй половине 1884 года в церковь Рождества Пресвятой Богородицы поступили нижеозначенные достойные внимания, по примерному усердию простолюдинов пожертвования. Стараниями усердного и заботливого старосты Иосифа Евфимова Мовчана по внушению приходского священника на пожертвования, собранные от прихожан более 143 рублей, сооружено приличное глазетовое священническое облачение, исправлены и посеребрены через огонь церковные люстры, подсвечники, вновь перебраны в церкви три входных крыльца».

Рапортуя о пожертвованиях, Даниил Донцов смиреннейше просил Его Преосвященство преподать благословение старосте Иосифу Мовчану, а также прихожанам Никифору Байдужу и Ивану Кондратенко «для одобрения простых сердец и возбуждения соревнования к благотворительности в других прихожанах».

На фото: Храм Рождества Пресвятой Богородицы (после реконструкции):

Помимо чисто духовной работы, священники, из среды которых выдвигались настоящие подвижники, выполняли миссию просветительства и заботы о моральном облике своих прихожан. О, здесь было широкое поле для деятельности! Главным бичом Приднепровских сёл оставалось невежество, пьянство и кражи в храмах. Последнее приобрело такой размах, что в декабре 1885 года вышло постановление Синода «Об усилении охраны церквей», продублированное распоряжением Екатеринославского Епархиального начальства по предотвращению воровства и ограбления святынь. Чтобы противостоять пьянству селян, в Романково в 1886 году запретили воскресные и праздничные базары и торговлю напитками, а в Карнауховских хуторах образовалось Общество трезвости.

Невежество населения порождалось неграмотностью. При отсутствии всеохватывающей сети учебных заведений, Церковь пытались компенсировать государственную немощь развитием церковно-приходских школ. А на острие этой деятельности, зачастую, находились молодые батюшки, которые личным энтузиазмом двигали вперёд дело народного образования.

Выпускник Екатеринославской Духовной семинарии отец Иоанн Геев в течение трёх лет – с 1881 по 1883 год – осваивал премудрость законоучителя и преподавателя народных школ. После рукоположения он попал в село Каменское. Здесь, «преодолев после трудной борьбы с невежеством все встречавшиеся препятствия и затруднения», о. Геев основал начальную народную школу. Школа была открыта 1 октября 1883 года, и отец Иоанн с юношеским рвением, старанием и успехом трудился в ней на должности законоучителя. При крайнем недостатке и нужде, школа, в короткое время его заведывания, начала процветать. Кроме того, молодой пастырь проявлял примерное усердие в проповеди Слова Божия, прилагая самое деятельное участие в украшении приходского храма.

Талантливый священнослужитель был замечен епархиальным начальством. Не продержав и полугода в Каменском, его перевели в Казанскую церковь села Александровка Верхнеднепровского уезда, и сразу – настоятелем Воскресенской церкви села Николаевка Екатеринославского уезда. Ровно через месяц после этого назначения, а именно 12 апреля 1884 года, Иоанн Геев направлен обратно в Каменское. 

Такая «многоходовка» объяснялась тем, что долговременный настоятель здешней церкви отец Яновский в силу своего возраста обрёл статус «безместного священника». Заслуженный эмеритур Филипп Яновский по нижайшей просьбе, сделанной им 28 февраля 1884 года, был переведен в Николаевскую церковь села Хорошего Новомосковского уезда на праздное место настоятеля. И место главы Каменского прихода Рождества Пресвятой Богородицы оказалось вакантным.

Эмеритур – обозначение для профессоров, преподавателей высшей школы, а также священников, которые в связи с преклонным возрастом освобождены от ряда своих ежедневных служебных обязанностей.

По инициативе и активной позиции нового настоятеля при Каменской церкви учредили церковно-приходское попечительство, главным предназначением которого были заботы «о благоустройстве и украшению церквей, о школах и благотворительных учреждениях в приходах». Приговором прихожан Рождество-Богородичной церкви № 5 от 10 марта 1886 года председателем церковно-приходского попечительства избрали священника Иоанна Геева и членами оного – крестьян Александра Колиуша, Михаила Удовенко, Семёна Волокиту, Ивана Константинова-первого, Никифора Грицана, Моисея Шмашко, Никифора Байдужа, Якова Ялового, Василия Снидько, Вакулу Голобородько и Климентия Самойленко.

Принимая во внимание все эти моменты, консистория, рассмотрев рапорт благочинного Даниила Донцова, постановила ходатайствовать перед Екатеринославским епископом Серапионом о награждении настоятеля Иоанна Геева набедренником. И 7 февраля 1887 года на докладе по этому делу последовала резолюция Его Преосвященства: «Согласен».

1 октября 1887 года на общем собрании прихожан старостой Рождество-Богородичной церкви утверждён крестьянин Иосиф Мовчан. Церковный староста представлял интересы паствы во взаимоотношениях с причтом. Он освобождался от выполнения казённых и общественных работ, а также от телесных наказаний.

………

По сравнению с «панотцями козацької доби», новая генерация православных священников стояла на более высоком качественном уровне. В 1888 году в Екатеринославском уезде при населении 143 тысячи 15 православных душ обоего пола насчитывалось 64 церкви, в которых несли службу 51 священник. Из этого количества духовных лиц 39 иереев имели богословское образование и 12 батюшек таковым не обладали. К примеру, в силу своей просвещённости и ума, о. Пётр Барышпольский, священник Успенской церкви села Романково, произнёс в 1888 году 31 проповедь собственного сочинения. По печатным руководствам о. Иоанн Геев, настоятель Рождество-Богородической церкви Каменского, прочитал 96 проповедей, а священнослужитель той же церкви о. Василий Лонгвинов – 61 проповедь.

И всё же усилия церкви были недостаточны для преодоления народной неграмотности. Церковно-приходские школы открылись в Екатеринославской епархии в 1884 году, и через два года им предоставили одинаковые права с земскими и министерскими школами. Школы по принципу обучения делились на совместные, мужские и женские. В Екатеринославском уезде церковно-приходские школы работали в селе Тритузное и Карнауховских Хуторах, а в селе Карнауховка только в 1890 году открыли школу грамотности. Огромное количество детей вообще не было охвачено никаким образованием.

К концу XIX века Екатеринославщина принадлежала к числу средне заселённых губерний, здесь на одну квадратную версту приходилось 29 жителей. Коренными обитателями считались украинцы и русские православные, но 13% общего населения принадлежали к разноверам: католикам, лютеранам, меннонитам, армянам, караимам, магометанам и евреям. Евреи в процентном отношении составляли более половины от других исповеданий. Кроме того, насчитывалось 7 тысяч 769 раскольников, 822 шалопута, 257 баптистов и 324 адвентиста.

Новые веяния, связанные со строительством Днепровского завода и, как следствие, разнообразием национального и религиозного состава населения, достигали и Рождество-Богородичную церковь. Так, 9 января 1890 года причтом данного прихода присоединена к православию лютеранка Амалия Фишер с наречением имени «Надежда». А 26 декабря 1890 года священником Иоанном Геевым просвещён Святым Крещением мещанин г. Екатеринослава Вольф Мордков Калинский, двадцати лет, иудейского вероисповедания, с наречением имени «Николай».

И никто не подозревал на пороге каких событий стоит село Каменское, как круто изменится его судьба…

Фото на заставке: улица села Каменского из книги “По Екатеринославской железной дороге” (Екатеринослав, 1903 год)

На фото: Александр Слоневский, автора книги:  

Публикацию подготовил Игорь Кузьминский 

17.10.2021
Категорія: Історія
Теґи: Александр Слоневский