Закон дает право избирателям отзывать депутатов

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Учитывая то обстоятельство, что с начала 2017 года в Каменском произошло несколько процедур по отзывам депутатов городского совета, мы решили узнать подробности реализации этого закона и как этот процесс происходит на практике в деталях, обратившись за комментариями к главе территориальной избирательной комиссии Каменского (ТИК) Анатолию Московчуку.

– Каменское – первый город, где была реализована на практике система по отзыву депутатов городского совета. Как была разработана эта система и приведена в действие?

– Действительно, полную процедуру от начала до конца по отзыву депутатов городского совета Каменская ТИК прошла первой и единственной в нашей стране.

Нет никаких конкретных разъяснений по этому процессу, есть только норма, указанная в законе. Например, в законе обозначено, что после предоставления необходимого количества подписей территориальная избирательная комиссия должна проверить не менее 10 процентов от общего количества собранных подписей за отзыв депутата. Проверка должна осуществляться с привлечением правоохранительных органов. Логично, что в первую очередь мы обращаемся в городской отдел полиции. В свою очередь, полиция руководствуется своим Законом «Про Національну поліцію». В Законе не указано, как они могут проверять подписи избирателей. Все понимают, что полиция вообще не должна вмешиваться в избирательный процесс и в процесс отзыва депутатов. Получается, что мы в соответствии со своим законом должны привлекать сотрудников полиции, но, в то же время, полиция, согласно своему Закону, не имеет права вмешиваться в процесс отзыва депутатов.

По закону именно на членов избирательной комиссии ложится обязанность проводить проверку информации и подписей избирателей в подписных листах. Мы разработали определенный алгоритм. Группа в составе трех членов комиссии из разных политических партий проходит по адресам и опрашивает избирателей, которые участвовали в процессе отзыва. Таким образом, они проверяют подлинность собранных подписей или же наоборот – опровергают их. Рядом находится сотрудник полиции, который не вмешивается в процесс, но принимает участие в проверке. Если выясняется, что избиратель не принимал участия в отзыве депутата, то комиссия составляет акт, а сотрудник полиции – мотивирующий рапорт на имя своего руководителя. Далее уже руководство полиции принимает соответствующее решение.

Такой алгоритм был разработан только нашей Каменской ТИК. Я считаю, что такая проверка полностью дает нам возможность достоверно выяснить, принимал ли человек участие в процессе отзыва депутата или нет. В случае, если избиратель не подтверждал своего участия в процессе отзыва депутата, то, согласно закону избирательная комиссии не учитывала его голос (подпись). Такие обстоятельства были при проверке процедуры отзыва каждого депутата, и избирательная комиссия не учитывала эти недействительные голоса.

– Что обозначает определение «отзыв по народной инициативе»?

– «По народной инициативе» предусмотрена процедура, регламентированная Законом Украины «Про статус депутатів місцевих рад». В Законе прописано то, как проводится процедура. Для нашего города достаточно, чтобы процедуру отзыва инициировали не менее 300 избирателей. Они проводят собрание, на котором высказывают недоверие депутату на конкретном основании. После этого обращаются в территориальную избирательную комиссию и начинают сбор подписей за отзыв депутата. А после передачи ними документов с собранными подписями члены ТИК начинают проверять, законно ли и правильно ли была проведена процедура и достаточно ли собранно подписей за отзыв депутата.

– Сколько должно быть собрано голосов за отзыв депутата городского совета?

– Комиссия, по Закону, должна проверить не менее 10 процентов подлинности собранных голосов за отзыв депутата. Например, за отзыв депутата Пучкина члены ТИК проверили 17,5 процента голосов. По Закону, комиссия действует следующим образом: на сбор подписей за отзыв депутата инициативной группе предоставляется 20 дней, потом еще два дня на обработку этих документов для того, чтобы соответствующим образом их оформить. Если после проведения этой процедуры члены инициативной группы не передают в ТИК документы, мы обязаны официально приостановить процедуру отзыва.

В Законе указано, что за отзыв депутата должно быть собрано количество голосов не менее избирательной квоты и не менее количества голосов по конкретному округу, по которому прошел депутат. Именно в этой позиции четкого разъяснения нет. Нет разъяснения ни Высшего административного суда Украины, не существует разъяснений и от Центральной избирательной комиссии. ЦИК, в принципе, к этому процессу не касается. Это не входит в ее полномочия, а передано в полномочия городских избирательных комиссий. Нет никаких официальных разъяснений, поэтому каждая комиссия проводит проверку процедуры отзыва депутата по-своему.

Избирательная квота для каждого города своя. Для Каменского – 1475 человек – это избирательная квота для нашего города. Соответственно, за отзыв депутата должно быть собрано подписей не менее этого количества.

Например, если депутат по своему округу набрал 180 голосов, то из общего количества (1475) должно быть за отзыв депутата собрано не меньше 180 голосов по его избирательному округу. Это звучит логично потому, что во время избирательного процесса каждый депутат был избран по конкретно определенному округу. Значит, избиратели своими голосами именно от этого округа дали ему возможность стать депутатом. Было бы неправильным и нелогичным, если бы только избиратель с другого округа своим голосом принимал решение за отзыв депутата. Именно руководствуясь этим положением, комиссия и принимала окончательное решение.

– Сколько в Каменском уже отозвали депутатов и сколько процессов еще не завершено?

– Первая процедура прошла по отзыву депутата Юрия Литвиненко от политической партии БПП «Солидарность». Следующим был Андрей Иванченко, внефракционный, но по его отзыву процедура была официально прекращена. Вторым действительным процессом была процедура по отзыву депутата Сергея Коваленко от партии «Наш край», потом -Владимира Бабенко от «Оппозиционного блока», а сейчас проходит процесс за отзыв Дмитрия Пучкина.

На данный момент результаты такие: Юрий Литвиненко и Владимир Бабенко уже не имеют мандата депутата городского совета. Вместо них получили мандат представители соответствующих партий, которые идут следующими по партийным спискам. По отзыву Сергея Коваленко на данный момент мы еще ждем ответа от высшего руководящего органа политической партии «Наш край». 3 июля комиссия приняла решение по обращению в высший руководящий орган политической партии «Батьківщина» по отзыву Дмитрия Пучкина.

Получается, два депутата уже отстранены – это Юрий Литвиненко и Владимир Бабенко. По третьему (Сергей Коваленко) и четвертому (Дмитрий Пучкин) мы ждем решения партий.

По отзыву Олега Нагорного… Подписей за его отзыв было собрано действительно больше, чем предусмотрено избирательной квотой, но он стал депутатом при том, что набрал 180 голосов по своему избирательному округу. Фактически, за его отзыв по его округу было собрано только 68 голосов из 180. Все остальные голоса были собраны от избирателей других округов. Поэтому члены территориальной избирательной комиссии не приняли решение о передаче документов в высший руководящий орган партии. Официальный представитель инициативной группы по отзыву депутата Нагорного обратился в Заводской суд с иском признать решение ТИКа незаконным. Это касается того момента, что члены инициативной группы посчитали, что достаточно подписей, ориентируясь только на избирательную квоту, не учитывая количество голосов по территориальному округу, от которого был избран депутат Нагорный. Суд принял сторону инициативной группы, то есть посчитал, что достаточно только общего количества голосов, превышающих избирательную квоту. У членов ТИКа другое мнение. Поэтому мы приняли решение подавать жалобу в апелляционный административный суд Днепропетровской области. По Украине есть несколько решений судов по искам как отзываемых депутатов, так и инициативных групп, осуществляющих отзыв депутатов. Я хочу сказать, что по одним и тем же вопросам у каждого суда в решении указаны своя аргументация и выводы, которые иногда полностью противоречат один другому, так как не существует на сегодняшний день единой судебной практики в вопросе рассмотрения в судах таких исков. К слову, решение суда по вопросу отзыва Нагорного не набрало законной силы, будем ждать решения суда апелляционной инстанции.

От себя лично могу добавить, что если закон дает право избирателям отзывать депутатов, избирателям нужно им пользоваться в полной мере. Императивное право в этом вопросе дается только избирателю. Оно заключается в том, что избиратель имеет право как дать полномочия человеку стать депутатом, так и лишить его таких полномочий. Это очень демократичный закон, который должен работать. А члены ТИКа должны обеспечить реализацию этого права.

Беседовала Светлана Брижа