Авиакатастрофа возле Днепродзержинска в 1979 году: нашли козлов отпущения?

Авиакатастрофа возле Днепродзержинска в 1979 году: нашли козлов отпущения?

ТУ-134А

Эта трагедия случилась 42 года назад, 11 августа 1979 г.  В районе сел Куриловка и Николаевка в небе на высоте 8,4 км столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один следовал из Челябинска в Кишинев, другой – из Ташкента в Минск.

Авиакатастрофа забрала жизни всех пассажиров и членов экипажей. Тогда погибли 178 человек, в том числе 36 детей.

По числу жертв авиакатастроф, где самолеты столкнулись в воздухе, эта трагедия занимает первое место в истории СССР и Украины и второе – в мире. 

Особый резонанс инциденту придал факт, что на борту лайнера, летевшего в Кишинев, находились 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор». Эта команда участвовала в чемпионате СССР и подавала большие надежды.

Хронология событий

Управление авиаполетами в небе над Днепродзержинском в то время осуществлялось из специализированного центра в Харькове. Работа его диспетчеров была напряженной, а само это направление считалось сложным из-за большего количества пролегающих по нему воздушных трасс.
Итак, в 7:30 утра того трагического дня на работу в Харьковском центре заступила смена диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. На трудный Юго-Западный сектор (к нему относился Днепродзержинск) он поставил малоопытного диспетчера 3-го класса (фактически стажера) – 20-летнего Николая Жуковского. Контролировать его работу Сергеев поручил диспетчеру I класса – 28-летнему Владимиру Сумскому (хотя по инструкции следить за малоопытным диспетчером он должен был сам). 

Дополнительную напряженность в упомянутом секторе тогда добавило прохождение через него так называемого литерного рейса. Такими перелетами имели право пользоваться высокопоставленные чиновники. Чтобы «литерный» двигался без промедлений, для него создавали своеобразный коридор. А вот на параллельных авиатрассах это приводило к скоплению лайнеров.
 
Трагическая ситуация сложилась за какие-то 15 минут, когда белорусский (бортовой номер: СССР-65735) и молдавский (бортовой номер: СССР-65816) самолеты вошли в зону ответственности стажера Жуковского. Позже следствие выяснит, что молодой диспетчер совершил ошибку в расчетах (они тогда делались вручную). Фактически он направил белорусский борт на молдавский, ошибочно предположив, что у самолетов будет время разминуться.

Важно отметить, что старший диспетчер Сумской за несколько минут до столкновения заметил ошибку стажера. Чтобы развести самолеты, он срочно дал команду пролетающему рядом Ил-62 освободить воздушный эшелон, а белорусскому Ту-134А велел подняться на освобожденное Ил-62 место на высоте 9 км. В ответ на свое распоряжение Сумской услышал в рации слова с помехами: «Понял». При этом он не перепроверил, который из экипажей дал на его команду утвердительный ответ. 

Как выяснится позже, слово «понял» произнес член экипажа Ил-62. Белорусский же борт спасительную команду Сумского так и не услышал (или не понял). В результате этого приблизительно в 13:35-13:38 по запланированной диспетчером-стажером траектории на скорости 830 км/ч он протаранил молдавский самолет. Авиалайнеры рухнули на землю. Их обломки вместе с телами погибших разбросало на территории Куриловки (большая часть обломков), Николаевки и Елизаветовки.

Причина трагедии

Выдвигалось несколько версий случившегося. В частности, главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич (не сел на тот злополучный рейс) утверждал, что самолеты были сбиты по ошибке военными во время учений, которые проходили тогда в том районе. 

Вместе с тем в открытых источниках можно ознакомиться с официальной версией причин инцидента. Согласно выводам государственной комиссии, авиакатастрофа произошла из-за ошибки диспетчеров. В итоге, согласно приговору, диспетчеры Николай Жуковский и Владимир Сумской были осуждены на 15 лет. А вот ни начальник смены Сергеев, ни другие более высокие чины от авиации тюремных сроков по факту гибели 178 человек и не получили…
 

О том, что случилось: рассказ 25 лет спустя

Николай Жуковский из колонии так и не вышел. Согласно открытым данным, пребывая в заключении, он совершил самоубийство. Диспетчер В. Сумской отсидел 6,5 лет и был выпущен на свободу за хорошее поведение. 

В 2004 году редакция «Комсомольской правды» уговорила Владимира Сумского дать интервью. Его рассказ, по мнению автора, дал более полную картину случившегося. В частности, Сумской сообщил, что тогда у каждого из диспетчеров на связи было 12 самолетов. Это при том, что, по расчетам специалистов Академии гражданской авиации, занимавшейся изучением той трагедии, максимальный предел даже для автоматики того времени мог быть не более 10-11 бортов. По словам В. Сумского, после столкновения 1979 года в Харьковском центре провели большую реорганизацию диспетчерского состава и рабочих мест. А до катастрофы в условия работы диспетчеров никто вникать не хотел.

И еще, в том интервью В. Сумской сказал, что согласен с приговором суда. При этом он отметил: 

– Но ведь есть вина и других, начиная от старшего диспетчера, который так распределил смену. Почему помогал Жуковскому не он, как следовало по инструкции, а я, рядовой диспетчер?

Таким образом, напрашивается вывод: разбирательство свелось к поиску козлов отпущения из низшего звена системы управления полетами. 

«И не дай бог кому-то видеть и пережить такое!..»

Время берет свое, и информация о той далекой аварии становится привычной, вызывает все меньше эмоций и сопереживания. Чтобы трагедия не предавалась забвению и люди помнили масштабы той катастрофы, журналист публикует выдержку из интервью с Николаем Присветлым, бывшим начальником СВПЧ №7 Заводского района, который принимал участие в ликвидации последствий катастрофы. Вот что Николай Григорьевич рассказал известному журналисту Виктору Куленко:

– В Николаевке на холме была видна кабина самолета, ближе к Днепру лежало полсалона. Везде валялись вещи, трупы людей. Горящие части самолета мы тушили часа три. Самолет, где были футболисты «Пахтакора», лежал в лесу, а хвост его – слева, на поле. Врезались в память картины, когда была обнаружена женская рука по плечо, намертво зажавшая фрагмент примерно годовалого ребенка... Жуть страшная! Нашли след от упавшего тела, выбившего на дороге ямку глубиной в несколько сантиметров, а само тело, если можно так сказать, находилось метрах в двадцати. Оно было без костей, как желе. Сменились мы только через сутки. Тогда же начали привозить гробы и складывать в них фрагменты тел погибших. Просили складывать так, чтобы в один гроб не попадали четыре руки или три ноги. Если бы не гибель футбольной команды «Пахтакор», то об этой трагедии мало кто знал бы. Для меня это были самые страшные сутки за все время службы в пожарной части. И не дай бог кому-то видеть и пережить такое!..

Из-за катастрофы жителям Куриловки и Николаевки пришлось пережить свои трагедии. Есть очень много рассказов очевидцев о том, какой шок был у людей после того, как среди бела дня к ним во двор с неба упали тела пассажиров самолетов.

При этом нельзя не упомянуть и другую информацию. Кое-кто из местных, мародерствуя, попытался нажиться на этой трагедии: ведь с неба падали не только погибшие и части тел, но и вещи, ценности, деньги.

От автора. Эта авиакатастрофа является частью истории нашего города. К сожалению, по сегодняшний день в музее Каменского нет ни одного стенда, посвященного этой трагедии. Складывается впечатление, будто бы в 1979 году вблизи Днепродзержинска и не было массовой гибели людей. 

Кстати, вскоре после 11 августа, 1979 год отметился еще одной трагедией. На так называемом Куриловском переезде поезд протаранил рейсовый автобус «Днепродзержинск – Николаевка». Но это уже другая история…
 

Игорь Кузьминский

 

При подготовке публикации использованы 

1 Столкновение над Днепродзержинском.

2. Самолет c «Пахтакором» разбился из-за Брежнева? Диспетчер Владимир Сумской, признанный виновным в крушении двух лайнеров над Днепродзержинском, дал первое за 25 лет интервью 

3. Статья Виктора Куленко В небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета

Фото:

На заставке:
Белорусский ТУ-134А (бортовой номер  СССР-65735): 30 июня 1976 г., город Минск: открытие первого рейса в г. Брест. 3 года до авиакатастрофы (источник по ссылке).
Фото 1 Белорусский  ТУ-134А (Бортовой номер: СССР-65735): 1978 год, г. Минск. За год до авиакатастрофы (источник по ссылке).
Фото 2 На похоронах экипажа белорусского ТУ-134А (у гроба командира - Анатолия Степановича Комарова). Дата и место съемки: сентябрь 1979 года, город Минск (источник по ссылке).
Фото 3 На месте катастрофы: хвостовая часть молдавского ТУ-134А (бортовой номер: СССР-65816). Дата съемки: август 1979 года (источник по ссылке).

Фото 1
Фото 2Фото 3