Днепродзержинск времен генсека: фото разведки США помогли взглянуть на прошлое нашего города

Днепродзержинск времен генсека: фото разведки США помогли взглянуть на прошлое нашего города

Брежнев

В начале октября проект OldMaps.dp.ua порадовал любителей истории новым уникальным архивным документом. Это спутниковый снимок Днепропетровщины, сделанный разведкой США 11 мая 1979 года.

Участники OldMaps.dp.ua приобрели данный исторический документ и «привязали» его к современной спутниковой карте (подробней по ссылке). В итоге появилась уникальная возможность вспомнить (а кому-то и узнать), как Днепродзержинск выглядел 42 года назад. В документе можно найти много интересного (смотрите по ссылке ), ведь за это время город сильно изменился. В данной же публикации предлагаем те исторические факты, на которые обратила внимание редакция.  

Для начала несколько слов о том времени 

Фото 1

Фото из книги «Днепродзержинск. Фотоальбом» (1976 год, обработка https://forum.dnepro.net
 
В конце 70-х годов минувшего века Днепродзержинск был важнейшим промышленным центром. Здесь работало 35 крупных предприятий. В городе жили 250 тысяч человек. В то время работало 80 детских яслей, садов и комбинатов; 52 школы; 8 училищ; 9 техникумов и институт. В Днепродзержинске функционировало 55 лечебно-профилактических учреждений.

Город активно строился. С 1974 года его жители начали заселяться в новостройки левого берега. К началу 80-х были возведены 9-й, 1-й и 2-й микрорайоны. Также в период 70-х строятся знаковые для города здания: 
- дворец культуры «Химик» (1970 г.); 
- гостиница «Заря» (1974 г.);
- гостиница «Олимпия» (1976 г.); 
- Монумент славы воинам-освободителям (1975 г.); 
- кинотеатр «Комсомолец» (1977 г., фото взято с https://forum.dnepro.net/

- молодежный клуб «Пламенные зори» (1978 г.); 
- Дом быта «Лада» (1978 г.); 
- Дом политпросвещения (1979 г., пл. Петра Калнышевского, 1а, сегодня это Дом детского творчества).
- универсам (1979 г., пр. Шевченко, 9, сегодня в нем расположен магазин «Варус»; фото взято с https://forum.dnepro.net/)

Фото 2

Интенсивному развитию города существенно помогал тот факт, что в руководстве страны и республики работали выходцы из Днепродзержинска: 
- Леонид Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС (фактически руководитель страны); 
- Игнатий Новиков (заместитель главы правительства СССР и руководитель Госкомитета по строительству);
- Владимир Щербицкий (глава республиканской власти).

Безусловно, важнейшую роль в тогдашних успехах Днепродзержинска сыграл и Николай Ктитарев, который руководил городом в период с 1963 по 1981 год.

Справедливости ради, не будем рисовать то время лишь радужными красками. Напомним, что именно в 1979 году СССР развяжет войну в Афганистане. На нее призовут около 700 человек из нашего города, и 13 из них погибнут. И еще: в том же 1979 году в пригороде Днепродзержинска произойдет самая кровавая авиакатастрофа в истории отечественной авиации, в которой погибли 178 человек, в том числе 36 детей (смотрите по ссылке). Подробности этой трагедии тогда не разглашали.

Левый берег: все только начинается

Теперь посмотрим, что же интересного есть на снимке американцев. Начнем с левого берега. Здесь разница между фотографией 40-летней давности и современной спутниковой картой наиболее заметна.

В частности, снимок 1979 года показывает, что к тому времени дома были возведены только на 9-м и 1-м микрорайонах. Еще заметны подготовительные работы для строительства на 10-м, 11-м, 2-м и 3-м микрорайонах.

Фото 4  Можно сделать вывод, что самый крупный спальный район нашего города, где сегодня живут порядка 80 тысяч человек, в то время только зарождался.

На фото из https://forum.dnepro.net/ запечатлен 1973 год, строительство 9-го микрорайона:

Фото 5
   

Главные инфраструктурные проекты еще впереди 

Сообщение между левой и правой частями города, а также движение транзитного транспорта в то время осуществлялось через автодорогу по дамбе плотины. Дело в том, что в мае 1979 года еще не было мостового перехода через р. Днепр. Проектная документация по данному объекту тогда только разрабатывалась. Он будет введен в эксплуатацию в декабре 1994 г. 

Автотранспорт, который преодолевал Днепр через плотину, ехал в центр города в основном через улицу Петровского (сейчас Тритузная). Отметим, что движение автомобилей и автобусов тогда здесь серьезно затрудняли 2 железнодорожных переезда. Один из них (в районе Днепростроя) остался и до наших дней. А вот переезд в районе «волчьего горла» больше не существует. Автотранспорт с ул. Петровского начал заезжать на пр. Пелина (сегодня Гимназический) через развязку, проложенную под ж/д путями. Она была построена в 80-х. При этом на снимке американцев недействующий сегодня переезд еще хорошо виден, поэтому можно точно узнать, где он находился:

В те времена сегодняшних автомобилистов поджидала бы еще одна неожиданность. В частности, уже несколько десятилетий мы пользуемся мостовым переходом над железнодорожными путями в конце проспекта Юбилейного. В то время его еще не было, строительство этого важного инфраструктурного объекта было закончено приблизительно в 1997 году. А вот до этого времени (в частности, в 1979 году) весь автотранспорт ездил через мост, которым сегодня пользуются в основном трамваи:

Наконец, вспомним еще об одном важнейшем инфраструктурном объекте, ставшем давно привычным для современных жителей Каменского, которого еще не было в 1979 году. Речь идет о главной сегодняшней развязке для городского пассажирского транспорта – площади ДМК и ее уникальной круглой трамвайной диспетчерской (здание построено в 1988 году).

На снимке видно, что территория сегодняшней площади ДМК в 1979 году еще была застроена. А вот сам заводской транспортный узел в те времена находился в другом месте – возле старой проходной ДМК. Трамваи и автобусы ехали к нему по Базарному спуску (часть этой дороги сохранилась до наших дней, она ведет к центральной проходной ДМК). Вот как выглядел маршрут по Базарному спуску и сам старый транспортный узел (верхнее фото взято из группы «Трамвайное депо Днепродзержинска», автор нижнего снимка Якова Куценко)

Фото 5

Масштабная реконструкция, изменившая облик старого Каменского 

Исчезновение большей части Базарного спуска и старой транспортной развязки связано с глобальной реконструкцией на ДМК, которая до неузнаваемости изменила прилегающий к заводу район со стороны начала сегодняшнего проспекта Свободы. 

В первую очередь речь идет о строительстве конверторного цеха. Работы проходили в период с 1976 по 1982 год (подробно читайте в публикации Петра Янченко http://www.dmkd.dp.ua/).

Тогда под снос попал целый жилмассив частной застройки (переулки Заварихина, улицы Славянская, Первомайская и др.). Примечательно, что это и есть тот самый район, где исторически с последней четверти XVIII века и возникло село Каменское (не забываем, что изначально поселение строилось в районе сегодняшнего ж/м Пески).

В конце 70-х – начале 80-х из упомянутого района было отселено 4 тыс. 446 семей. Для них на левом берегу в течение 5 лет построили 268 тысяч кв. метров жилья.

Кстати, в этот же период был снесен кинотеатр «Слава». На его месте построили медсанчасть (пр. Свободы, 5) и инженерный корпус ДМК (проспект Свободы, 3). Рядом возвели и новую заводскую проходную. Также при строительстве новой транспортной развязки (площадь ДМК) были снесены улицы Судейская, Почтовая, Банный спуск и др.

При этом снимок американцев фиксирует, как выглядел данный район Днепродзержинска буквально накануне этих глобальных изменений.

От автора. Эта статья содержит лишь толику того, о чем может рассказать интереснейший снимок 1979 года, над которым провели работу собиратели истории нашего региона, объединенные проектом OldMaps.dp.ua. Оставляем вам, уважаемые читатели, ссылку на данное фото в привязке к современной карте и желаем самим найти по ней что-нибудь интересное.

Игорь Кузьминский    

Фото на заставке: Сентябрь 1979 года. Л. Брежнев и В. Щербицкий в Днепродзержинске (из книги «Днепродзержинск. Фотоальбом», 1981 год).