Каменское-Днепродзержинск: утраченные «крылья» левого берега

Каменское-Днепродзержинск: утраченные «крылья» левого берега

Каменское-Днепродзержинск: утраченные «крылья» левого берега

Когда-то город мог похвастаться необычным памятником.

Те, кому за 30, наверняка помнят, что в советские времена в левобережном парке стоял настоящий пассажирский самолет ТУ-104Б. Появился он в 1980 г. Одно время его использовали как кинотеатр, в котором показывали мультфильмы (хотя некоторые читатели ставят этот факт под сомнение). Позже самолет-кинотеатр закрыли по предписанию пожарных. В 1991 самолет по какой-то причине загорелся. После пожара его остатки порезали на металлолом и вывезли.

Славные времена

Открытые источники по авиации СССР сообщают, что наш ТУ-104Б (бортовой номер 42469) построили в 1960 г. на Казанском авиазаводе. Он мог перевозить 105 пассажиров. Борт №42469 свой первый рейс совершил 8 марта 1960 г., приписали его сразу к аэропорту в Хабаровске.

Историей самолета интересовался краевед Владимир Гвоздев. Он «раскопал» фото борта №42469 в Дрездене, Праге, Москве и других городах.

Владимир Гвоздев выяснил еще один интересный факт. В 1960 г. сборная СССР выиграла Кубок Европы по футболу. Так вот в одной из спортивных газет того времени размещено фото, на котором наши спортсмены возвращаются с трофеем. На снимке был запечатлен момент, когда они спускаются с трапа самолета. Вы уже наверняка догадались, что чемпионов доставил домой наш ТУ-104Б… Известно, что лайнер эксплуатировался 20 лет. Он был списан 17 апреля 1980 г.

На службу городу

Тайну появления ТУ104Б в Днепродзержинске подробно изучила Людмила Глок, известный журналист и краевед. Она встретилась с Генрихом Яковлевичем Кузнецовым, долгое время работавшим зампредом Днепродзержинского горисполкома. 

Он рассказал, что своему появлению в нашем городе ТУ-104Б обязан Алексею Федоровичу Гордиенко (с 1975 по 1983 год был первым секретарем горкома, по нашему – мэром). Так вот, прибыл А. Ф. Гордиенко из Днепропетровска, где был 2-м секретарем горкома (в Днепре подобный памятник был). Как пишет Людмила Глок, «Алексей Федорович решил, что хоть Днепродзержинск и не губернский город, но и не второй. Будет у него лайнер». А. Ф. Гордиенко смог договориться, и городу в 1980 г. выделили самолет. 

Известно, что доставили ТУ-104Б (со снятыми крыльями) в Днепродзержинск по Днепру на понтоне. 

Лайнер прослужит городу 10 лет. Его история закончится в 1991 г. после рокового пожара.

Авиамода

В конце 70–80 гг. в Советском Союзе пошла мода на использование списанных лайнеров в качестве кинотеатров и кафе. Такие самолеты были установлены в Днепропетровске, Виннице, Тернополе, Луганске, Киеве и др.

А вот в 90-х годах появилась другая «мода» – указанные самолеты начали демонтировать и резать на металлом (в Тернополе, Кропивницком, Евпатории). Причем перед демонтажом они частенько горели (например, в  Луганске, Харькове, Першотравенске, Львове и Днепродзержинске).

Причинами пожаров могли быть, конечно, случайности и наступавшая бесхозяйственность. Но нельзя исключать и вполне осознанные поджоги, чтобы потом сдать дорогой авиационный алюминий на лом.

И все же, некоторые памятники-лайнеры той эпохи уцелели до сегодняшних дней (например, в Житомире и Луцке).

P.S. ТУ-104Б (бортовой номер 42469) попал в наш город по стечению обстоятельств. Он прослужил горожанам 10 лет. Был кинотеатром, местом для фото и просто необычной достопримечательностью. Сегодня, по прошествии 30 лет, он заслуженно остается частью истории нашего города.

Фото на заставке: ТУ-104Б из фото альбома «Дніпродзержинськ Днепродзержинск», 1981 г.
Фото 1 Доставил победителей на Родину (фото Владимира Гвоздева)
Фото 2-4 ТУ-104Б В работе: Прага, Дрезден, Москва (фото Владимира Гвоздева)
Фото 5 Место для семейных фото (архив редакции)
Фото 6-7 Роковой пожар (из публикации Людмилы Глок).







Игорь Кузьминский