Борис Филатов: «Пропозиція» рекомендует строить страну «снизу вверх» на фундаменте местного самоуправления

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Местные выборы все ближе, а рейтинги партии власти рассыпаются, как карточный дом. Еще весной на Печерских холмах все были уверены в легкой победе «Слуги народа». Но эта самоуверенность сыграла с властью злую шутку — она проигрывает в большинстве регионов и не знает, как реагировать на нового мощного игрока — политическую силу «Пропозиція». Зато реакция граждан на появление партии местного самоуправления более чем красноречива — в отдельных областях она получила со старта более 20% рейтинга и не собирается останавливаться на достигнутом. В чем причина такого стремительного роста — узнаем у мэра Днепра Бориса Филатова.

Как за такое короткое время «Пропозиція» смогла выбиться в лидеры избирательной гонки?

Партия «Пропозиція» объединяет людей, за которыми стоят реальные дела, а не пещерный популизм. В ее состав входят профессионалы. Результаты их деятельности может оценить кто угодно — от журналистов до политических оппонентов. Нашим партийцам нечего скрывать, ведь вся их жизнь на виду двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

Наша партия – настоящая политическая сила, а не очередной проект, задуманный на Банковой или в офисе какого-то олигарха «под выборы». «Пропозиція» строится снизу, из людей, которые ежедневно решают местные проблемы и которым не безразлична судьба местного самоуправления.

Украинцы уже научились отличать мыльные пузыри от настоящих вещей, поэтому-то рейтинг «Пропозиції» и растет. Причем во всех городах, поселках и селах, где мы представлены — всего в 20 регионах Украины. И люди к нам постоянно присоединяются, ведь мы открыты для всех, кто разделяет наши программные принципы. Они, кстати, очень простые: главное, чтобы люди были правильные, не воры и не сепаратисты. И умели работать.

Почему подобная политическая сила появилась именно сейчас? Дело в приближении местных выборов?

Представителям местного самоуправления, в том числе городским головам, по большому счету не нужна общенациональная партия, чтобы участвовать в местных выборах. Каждый мог пойти на них со своей небольшой партией и победить.

Но что делать дальше? Как представлять и защищать интересы людей, которые тебя выбрали, не имея соответствующих ресурсов и полномочий? Как работать в условиях постоянного давления со стороны центральной власти? Замечу, давления наглого и абсолютно незаконного. Поэтому мы и решили объединиться, чтобы вместе со всей страной защищать права местного самоуправления.

В чем конкретно проявляется давление?

Против муниципалитетов возбуждены тысячи уголовных дел, причем не просто незаконных, а откровенно абсурдных. Служба безопасности Украины с утра до ночи занимается «поиском» соли, якобы украденной во время посыпки дорог зимой, расследованием цен на закупку картофеля для детских садов или уличным освещением. Такое впечатление, что СБУ забыла о выполнении своих прямых обязанностей – борьбе с сепаратизмом и терроризмом, защитой национальной безопасности страны, а работает исключительно на выполнение «политических заказов».

Идет полномасштабное применение и административного ресурса в разных направлениях. Скажем, Минюст под надуманными, нелепыми предлогами отказывается регистрировать местные ячейки партии «Пропозиція». И это не в одной какой-то конкретной области, а почти везде. Понятно, что пошло указание сверху не регистрировать.

Чья была идея создать партию местного самоуправления?

Идеи на самом деле витают в воздухе. Лидеры территориальных общин активно обсуждали между собой наступление на местное самоуправление и сворачивание децентрализации в стране. Обсуждали все – от городских голов областных центров до руководителей самых маленьких ОТГ.

Катализатором стал кризис коронавируса, ведь центральная власть оказалась неспособной адекватно реагировать на вызов и весь груз карантинных мероприятий лег на плечи местного самоуправления. В это время и была создана «Пропозиція». Мы поняли, что отстоять права местных громад без политического влияния, без консолидации усилий на горизонтальном уровне просто невозможно.

Вашу партию часто называют «партией мэров». Действительно ли это так по сути?

«Пропозиція» – это значительно более широкое понятие, ведь наша цель — сильное местное самоуправление. И каждому, кто готов за это бороться, с нами по пути. Мы абсолютно открыты и предлагаем участие в нашей политической силе всем, чьи руки чисты. Нашу структуру можно сравнить с кооперативом, где нет одного «босса» и жесткой управленческой вертикали, которая его обслуживает. Мы строим партию снизу и государство строим так же.

Где-то мы представлены действующим мэром, где-то — депутатами горсовета, а где-то и оппозицией. Где-то городской голова идет самовыдвиженцем, а наша партия его поддерживает; где-то от нашей политсилы идут просто активные и неравнодушные граждане.

Это партия всего местного самоуправления. Независимо от того, где мы проживаем, нам нечего делить, у нас нет разногласий относительно прав территориальных громад. Я считаю, что если мы хотим жить в одной стране, то должны не только научиться слышать и слушать друг друга, но и помогать друг другу. И политсила – это тот инструмент, который дает возможность это сделать.

Как у представителей вашей партии складываются взаимоотношения с властью?

Пока никак не складываются. Ведь власть сегодня либо просто не слышит местное самоуправление, либо считает его составляющей президентской или правительственной вертикали. А это не так, достаточно открыть Конституцию Украины, там все черным по белому написано — кто за что отвечает. Но на Печерских холмах этого не понимают. Или не хотят понимать, потому что это дает возможность заниматься политическим мародерством отдельным представителям властной команды. Да, именно мародерством. Понимаете, их проблема в том, что они просто не могут, не умеют и не хотят работать. Они привыкли только грабить. И когда дорвались до власти, то начали это использовать на полную.

При этом они уже поняли, что местные выборы проиграют, поэтому и цепляются зубами за механизмы, через которые смогут влиять на местное самоуправление. Посмотрите, например, что они сделали с районами. Теперь после выборов, в зависимости от результатов, они смогут перебрасывать полномочия с уровня общин на субрегиональный уровень и таким образом контролировать напрямую местную власть. Под лозунгом децентрализации фактически строят КПСС, но не понимают, что в такой сложной и многогранной стране, как Украина, это просто невозможно. Даже Янукович до такого не додумался, а чем он закончил — все прекрасно знают. Что ж, похоже, история опять ничему не учит.

А насколько эффективна «вертикаль» в регионах, мы уже видим: закрывают школы, не спросив родителей, выбрасывают на улицу учителей; «Большая стройка» превращается в обычный пиар, а детям придется до школы добираться более часа по бездорожью.

Если бы вопрос про эти школы нельзя было решить без учета мнения родителей, если бы они находились в ведении местного самоуправления, а не «вертикали», если бы государство обязано было гарантировать субвенции на обеспечение социальных прав граждан и не могло бы шантажировать местное самоуправление этими деньгами — вот это было бы реально эффективно и справедливо.

Каким вы видите выход из ситуации?

Прежде всего нужно не бояться говорить с представителями местного самоуправления. Когда президент подал свой первый проект закона о децентрализации, была лишь имитация публичного обсуждения. На базе общественных советов при областных государственных администрациях провели круглые столы, куда пригласили лояльных общественных деятелей — и на этом все. Ни депутатов местных советов, ни городских голов никто не звал. Центральная власть отказывается видеть в нас полноправных партнеров с реальными полномочиями и реальной ответственностью.

Наш идеал будущего устройства страны — социальное государство участия, построенная «снизу вверх», когда важные проблемы, которые беспокоят людей, решают на местах, а центральная власть дополняет местное самоуправление. Ведь лидеры громад знают в деталях все проблемы на местах и могут предложить эффективные пути их решения. А гражданам легче контролировать местное самоуправление, чем центральную власть.

Основной наш тезис заключается в том, что необходимо, в конце концов, принять Муниципальный кодекс, в котором четко распределить полномочия между центральной властью и местным самоуправлением, установить механизмы прямого народовластия и общественного контроля на местном уровне. Все функции управления должны быть переведены на уровень громад, районные государственные администрации — ликвидированы, областные государственные администрации — превращены в офисы префектов, которые должны лишь следить за соблюдением Конституции и законов Украины.

Центральная власть должна прекратить давление на местное самоуправление и заниматься вопросами, которые входят в ее компетенцию: стратегией национального развития, защитой от врагов и международной политикой, обеспечением гарантий реализации прав граждан.

Зарубежные партнеры нашей страны, с которыми я регулярно общаюсь, кстати, говорят то же самое: не надо изобретать велосипед — достаточно взять и наконец имплементировать Европейскую хартию местного самоуправления в отечественное законодательство, как это сделали, например, в Польше или Германии. И ситуация сразу изменится, причем кардинально. Ведь чем успешнее громады, тем успешнее страна. Это аксиома. И чем раньше это поймет власть, тем лучше.

Источник: proposition.org.ua