Корабли Днепродзержинска/Каменского: добавился…ледокол (фото)

Интересными фактами поделился на текущей неделе музей ПАО «ДМК» (смотрите по ссылке). Они очередной раз показывают, что и с нашим городом, и с его жителями связано много уникальных историй, которыми вряд ли могут похвастаться другие.

На «вершине мира»

Речь идет о 2-м в мире атомном ледоколе под названием «Арктика». В Советском Союзе он был введен в эксплуатацию в 1975 году. Это огромный корабль длиной в 150 м, шириной 30 м и осадкой в 11 м. Его мощность составляла 75 тысяч лошадиных сил.

Именно это легендарное судно с экипажем в 150 человек в августе 1977 года впервые в мире из надводных судов достигло Северного полюса. Это был очень непростой рейс. Несколько раз судно заклинивало в многовековых льдах. Процесс пробивания пути в вечной мерзлоте напоминал дробление камней поступательными движениями «вперед-назад». 17 августа 1977 года «Арктика» сумела достигнуть  Северного полюса. На «вершине мира» корабль пробыл 15 часов. Экипаж установил на льдине флагшток и поднял над Полюсом флаг СССР. Рядом были оставлены памятная плита и капсула.    

Иностранные суда смогли повторить достижение «Арктики» лишь через 15 лет.  

Весточка с ледокола «Леонид Брежнев»

В 1982 году, после смерти нашего знаменитого земляка Леонида Брежнева, который долгое время возглавлял Советский Союз, было решено переименовать ледокол «Арктика» в «Леонид Брежнев».

Кстати, есть одна интересная версия. Якобы название «Леонид Брежнев» планировали присвоить строящемуся ледоколу, который в последствие получил имя «Советский Союз». Однако из-за опечатки в документах, название «Леонид Брежнев» досталось действующему ледоколу «Арктика».

Данное имя корабль будет носить до 1986 года. После этого судну вернут прежнее название.

Интересно, что в начале сентября 1984 года Василий Александрович Голохвастов, который с 1977 по 1995 гг. был капитаном этого судна, прислал в адрес музея ДМК памятную открытку. На ней Судно запечатлено именно с названием «Леонид Брежнев» в честь нашего знаменитого земляка…

Добавим, что сам же корабль был выведен из эксплуатации в 2008 г. Из открытых источников журналист узнал, что в 2018 году судно отправили на утилизацию. Кстати, была идея сделать из него музей, но на нее не нашлось финансирования.

Подведем итог. Итак, в 80-е годы минувшего века было 3 судна, которые имели отношение к нашему городу. Помимо упомянутого ледокола «Леонид Брежнев», в этот период еще эксплуатировались:

- балкер «Днепродзержинск» (крупный сухогруз, который бороздил и моря, и океаны);

- сухогруз теплоход-площадка проекта 559-Б «Днепродзержинск» (он ходил по Днепру и был приписан к порту Киев»).

Фото на заставке: ледокол «Леонид Брежнев» (та самая открытка)

Фото 1 Обратная сторона открытки.

Фото 2 Балкер «Днепродзержинск» возле поселка Пирамида на острове Шпицберген в Северном Ледовитом океане (источник - страница в Фейсбук краеведа Дмитрия Кубанова). 

Фото 3 «Днепродзержинск» на Днепре (источник - блог «Каменское (Днепродзержинск)»).

Также читайте: «Днепродзержинск»: по реке, морям и океанам 

Игорь Кузьминский