Забытая трагедия на переправе в Каменском: 86 лет назад погибли 33 человека

Поділитись:
WhatsApp
Viber

В тридцатые годы ушедшего столетия на ДМК (тогда назывался Днепровский государственный завод) работали около 25 тысяч человек. Многие из них проживали в левобережных селах: Куриловке, Николаевке и Елизаветовке. Поскольку моста через Днепр в ту пору не существовало, перевозка металлургов на завод и обратно осуществлялась именно водным транспортом. Так будет продолжаться до 60-х годов, пока не введут в эксплуатацию комплекс сооружений Днепродзержинской (сегодня Среднеднепровской) ГЭС.

Что же произошло

О том, что случилось 2 декабря 1934 года, уже мало кто помнит. А в свое время это ЧП потрясло весь город и наглядно показало, что водный транспорт для горожан не всегда может быть безопасным.

Подробно об этой трагедии рассказал краевед и историк Александр Слоневский в своей книге «Четыре поколения, или Исповедь за усопших».

В частности, Александр Слоневский пишет, что 2 декабря 1934 года в пять часов утра от села Куриловка отошла на правый берег лайба (большая лодка) с людьми. Сколько человек погрузились в лайбу – неизвестно, но, без сомнения, речь шла о многих десятках.

В 5:15, когда лайба пересекала фарватер, на нее из предутреннего мрака надвинулась черная громада парохода «Совет». Рабочие криками и сигналами пытались привлечь внимание штурмана парохода, но бесполезно: предотвратить столкновение оказалось невозможным…

Пароход врезался в лайбу, ее пассажиры полетели за борт. В холодной воде человек, да еще в одежде, может продержаться на плаву не более пяти минут. Именно столько времени отводилось экипажу «Совета», чтобы прийти на помощь утопающим, а самим утопающим попытаться ухватиться за остов лайбы…

Последствия

Как сообщает Александр Слоневский, командование парохода не приняло решительных мер по спасению утопающих. Спасательные круги на судне оказались гнилыми и не могли удержать потерпевших на плаву, шлюпки отсутствовали. Не было на пароходе и медперсонала, чтобы оперативно оказать пострадавшим помощь. По информации Александра Слоневского, в данной ситуации не оказало никакой помощи и городское ОСВОД (общество спасения на водах) ввиду полного бесхозяйственного состояния спасательных сил и средств.

Последствия трагедии трудно представить. Только по официальным данным, 33 человека утонули либо погибли от переохлаждения. Общее количество пострадавших неизвестно…

Александр Слоневский пишет: «…как водится, уже на следующий день началось расследование, последовали оргвыводы и полетели головы». Был принят ряд мер, чтобы не допустить подобного в будущем. Предлагалось проверить техническое состояние плавсредств (лайб, буксиров и т. д.); оказать помощь семьям пострадавших. Правда, погибших было уже не вернуть…

На заставке: фото переправы через реку Днепр вблизи Каменского в 30-е годы минувшего века (опубликовано Вадимом Коваленко в группе ФБ ALTERKAM).  

Игорь Кузьминский