Забытые памятники «самого лучшего места в нашем городе» (фоторепортаж из прошлого Каменского)

Забытые памятники «самого лучшего места в нашем городе» (фоторепортаж из прошлого Каменского)

На минувшей неделе сразу несколько наших горожан, будто сговорившись, выставили в ФБ фото скульптур из сквера, который находится за памятником Прометею. Снимки датированы еще 50-ми - 70-ми годами минувшего столетия.

Первая скульптура называлась «Мама с дочкой» (авторы публикаций Яков Куценко и Виктор Куленко). Если бы лет 60 назад вам пришлось идти по скверу, вдоль сегодняшнего проспекта Свободы (тогда он носил названия Заварихина), то этот памятник можно было встретить на центральной аллее, там, где она проходит напротив сегодняшнего «Приватбанка». Вторая скульптура располагалась посередине сквера и называлась «Студент» (автор публикации Irina Kondratyeva).

Отзывы на публикации указанных фото в Фэйсбук свидетельствовали, что многих читателей эти скульптуры заинтересовали. Поэтому журналист собрал о них более подробную информацию.

Вернемся лет на 70 назад

Традиция украшать город подобными скульптурами появилась еще в 19 веке, и как видим, существует до сегодняшнего времени. Если говорить о скульптурах эпохи социалистического реализма (а именно к этому стилю относятся упомянутые выше памятники) – массово они стали появляться и в нашем, и других городах бывшего СССР, в 50-х 60-х годах минувшего века.

Детально об этом рассказывает известный историк и краевед Александр Слоневский в своей новой книге «Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска» (написана в соавторстве с Олегом Морозом). В частности, он пишет, что подобные скульптуры изготавливались из гипса. Поставлял их для всего Советского Союза Саратовский завод садово-парковой скульптуры. Зачастую это было массовое производство однотипных фигур рабочих, колхозников, спортсменов и т.д. При этом, некоторые экземпляры делались по отдельным заказам, в том числе, в Харькове. В частности, так было с фигурами для сквера Заварихина.

Александр Слоневский процитировал в своей книге заметку из «Дзержинца» (городской газеты тех лет), датированную 1954 годом. В ней главный архитектор города по фамилии Окулич-Казарин сообщал горожанам следующее:

«Сквер Заваріхіна має стати найкрасивішим місцем в нашому місті. Вже в цьому році тут проведено роботи по асфальтуванню шляхів, тротуарів, алей, прокладається водозливна каналізація. Днями з Харкова прибули виготовлені по нашому замовленню, скульптури для встановлення на центральній алеї скверу. Біля обеліска Прометея будуть встановлені скульптури волейболістки і тенісистки, а в центрі головної алеї – конькобіжець і студент. Мають бути виготовлені і встановлені ще 3 скульптури. Виготовлено проект і зроблено замовлення на встановлення чавунно-литих парканів вздовж скверу Заваріхіна».

От автора. Этих фигур в сквере давно нет. Более того, такие типажи в нынешнем «Каменское сити» трудно даже представить. Соцреализм с его доступностью, понятностью и оптимизмом сегодня не в моде. Вместе с тем, это тоже часть истории нашего города, которую нельзя забывать и надо передать нашим потомкам.

Фото на заставке: «Мама с дочкой» из архива Якова Куценко

Фото №1-5 из книги «Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска»

Фото № 6 «Студент» из архива Irina Kondratyeva

Фото №7 «Мама с дочкой» из архива Виктора Куленко

Игорь Кузьминский