Архивист: хранитель истории территориальной громады

Городу, как и человеку, важно иметь свои документы. Не менее важно их сохранить. Именно этим и занимается архивное управление. А принимает, упорядочивает и хранит бумаги такой специалист, как архивист. Впрочем, принимает и упорядочивает — мягко сказано. Спектр деятельности архивиста куда более многогранен, нежели может показаться со стороны. В этом я убедился лично в рамках нашего проекта «Журналист меняет профессию».

«Молодой человек, придержите коней!»

Уже на мини-собеседовании с руководителем архивного управления города Галиной Кулинич стало ясно, что броситься сходу в производственный раж, как ни крути, не выйдет. Архивист — профессия, в которую необходимо вникать постепенно. Знание законов, основ делопроизводства, перечня документов, с которыми архив работает, — азы, с которых следовало бы начать. А еще правила ведения индексов, знание аббревиатур, нанесенных на папки (100 000 дел). Да и просто понимание, где что лежит. В общем, на все это потребовалось бы время, из которого у меня, увы, был лишь один рабочий день.

Поэтому остановились на конкретике. Как наставника за мной закрепили главного архивиста Наталью Степановну, которая определила, чем я буду заниматься — выпиской информации для составления архивной справки в Пенсионный фонд. Звучит скучновато и не особо страшно, а поди ж ты!

Упорядоченность — наше все

Сперва может показаться, что архив — это некая свалка, кладбище документов, которое хранит и знает все. Это не совсем так. Наиболее четко суть нашего городского архива сформулировала его руководитель Галина Кулинич: «Мы храним документы, которые подтверждают историю развития территориальной громады в цифрах и фактах». Условно хранимые документы можно разбить на три блока.

Первый. Документы Национального архивного фонда (хранятся вечно). В это хранилище попадает все, что было сгенерировано местной властью в процессе ее работы: решения сессий, исполкома, распоряжения городского головы, отчеты о выполнении городского бюджета и многое другое. Раз в 5 лет весь этот ворох бумаг попадает в архив, а задача архивистов — сформировать их в дела, сделав экспертизу, что будет храниться, а что — нет. В отношении этой процедуры есть соответствующие инструкции. Документы сортируются по годам, сферам, создаются индексы для их поиска, а сами бумаги сшиваются в толстые дела, которые проклеиваются тканью для их лучшей сохранности. Благодаря этому архиву люди могут подтвердить выделение земельного участка, выдачу ордера на квартиру, предоставление участка под гараж, факт назначения опеки и многое другое.

Второй. Тот, с которым работал я. «Трудовой архив» — это документы, чудом спасенные с многочисленных предприятий города, также он пополняется новыми документами. В нем хранятся приказы о зачислении на работу и увольнении с нее, размеры полученной заработной платы помесячно, должность работника... Выписки из этих дел необходимы для начисления пенсии и ее перерасчета.

Третий блок. Документы личного происхождения известных и значимых людей, которые дополняют официальные документы Национального фонда (как, например, имеющая историческую ценность переписка Федора Исаева с такими известными личностями, как Владимир Сосюра и Максим Рыльский). Есть в архиве и такие документы, как списки расстрелянных во время оккупации, угнанных в Германию, и другие, касающиеся II мировой. Однако важно отметить, что генеалогией наш архив не занимается, по этому вопросу необходимо ехать в область. Множество документов исчезло в годы оккупации и послевоенные годы.

Собственно работа

На руках заявка, за какие годы нужно искать зарплату, и копия трудовой. Все, что известно: человек в определенный период работал на автобазе «Ада», сперва слесарем, затем мастером. А еще он мог поменять фамилию и не сообщить об этом. Клиенты приходят очень разные, и не все могут четко сформулировать, что им нужно. Выяснить, определить и вытянуть максимум информации — тоже наша работа.

Архивисты ориентируются быстро — я торможу. Сперва — папка с индексами, где расписано, документы какого предприятия, за какой временной период закодированы в определенный идентификатор, по которому уже ищется дело. Хорошо, как в случае с автобазой: если одно дело — это 1 год. С ПХЗ хуже: у них одно дело — 1 месяц. Ну, вот так сдавали...

Для понимания масштаба проблемы поясню: люди часто запрашивают информацию, например, за 15 лет, чтобы определить наиболее выгодный коэффициент для себя. Таким образом, в случае в ПХЗ одна «справочка» — это обработка 180 дел. Дела пыльные, тяжелые, всунуть-вставить — та еще заморочка. А еще нужно разобрать, что написал бухгалтер в спешке ручкой 30 лет назад. Ошибаться нельзя — это деньги.

С карьерным путем слесаря автобазы «Ада» благодаря подсказам и обучению все проходит более-менее гладко, допускаю лишь одну ошибку в цифрах.

Следующая клиентка — бухгалтер горпищеторга. Временной период — 1984-1996 гг. И вот здесь начинается квест. Завалившись десятком дел, обнаруживаю, что в 1989 эта женщина из ведомостей исчезает, хотя в трудовой ничего не менялось. Приходится связываться с клиенткой по телефону. Она предполагает, что искать нужно в «45-м магазине». Там и находим. Но 45-й магазин ближе к 90-м становится 4-м. И так далее…

А чтобы не унывал, меня ставят перед фактом, что по норме есть план: минимум — 5 справок или 1 000 пронумерованных страниц в день. Успокаивают, что мне еще повезло — это не справка на назначение льгот. Когда узнаю, сколько нужно перелопатить для сбора справки на льготника, становится немножечко грустно… В общем, в первый день я подготовил информацию для двух справок в Пенсионный фонд. Сказали, что справился, в принципе, неплохо.

Увидеть жизнь сквозь цифры и столбцы

Нужно отдать должное девочкам-архивистам: они в своем деле — профи. Свободно ориентируются в потоке документов, знают, где что лежит. По-человечески относятся к людям, консультируют и знают, в какие годы суммы зарплат были наиболее выгодными для начисления пенсии.

«Ну и зачем она заказывала справку за эти годы, если знала, что у нее был декрет?» — сокрушается архивист Наталия. А-а-а, вот оно что! А я-то голову ломал, почему у человека почти год — одни нули...

Что интересно, даже в сухих цифрах чувствуется жизненный путь человека и немножечко — его судьба. Вот слесарь автобазы... Служил в армии, потом постепенно шел вверх и к пенсии стал бригадиром участка. Бухгалтер магазина родила. В середине девяностых все жители страны стали миллионерами, а кто-то даже миллиардером. Суммы зарплат не умещаются в столбцы. Да, неспокойное было время. Город маленький, множество фамилий известны. Кто-то начинал в торговле, а теперь его род продолжается уже в кабинетах власти.

В архивах Национального фонда еще интересней. Например, общественная организация «Социалистической партии», да и вообще любая ОО, в 90-х создавалась только с разрешения мэра. Еще есть списки журналистов, которые были вхожи на заседания, проводимые в горсовете, и многое другое. Сегодня это — дикость, вчера — реальность. И все это чертовски интересно. Вот ознакамливаюсь теперь с отчетом Каменского городского совета за 1927 год. Будет интересно сравнить...

Другие виды работы

Есть у архивистов и другие виды работы — выездные. Именно с таким видом работы удалось ознакомиться и мне. После выборов все протоколы с результатами, заседаний, подсчета голосов и прочей сгенерированной документации тоже были собраны сотрудниками архивного управления из ОИК. И даже отчеты по суммам выплат за проделанную во время выборов работу отправятся на хранение в «Трудовой архив».

Послесловие

Есть ставшая крылатой расхожая фраза: «Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек». Так вот и город без документов не город, а племя без рода и имени. Недаром архивы уничтожались, когда возникала необходимость стереть самоидентификацию населения определенной территориальной единицы, а то и целой страны. Эти уроки мы уже проходили. Поэтому архивы — это важно. А архивисты, без преувеличения, — хранители истории территориальной громады.

Д. Кравец