Cпасая человеческие жизни

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Современная диспетчерская скорой помощи – светлое помещение, в котором работают три диспетчера и старший врач смены. На рабочих столах – по два современных компьютерных моноблока: на одном экране видно, где находится та или иная бригада, и ее квалификация, на втором – поступающие заявки. Машины скорой оборудованы системой GPS.

Как рассказала старший врач смены Ирина Яковлева, все без исключения вызовы поступают в Днепр на единую линию «103». Там оперативно формируется текстовая заявка, которая вместе со «слепком речи» направляется нашим диспетчерам. Те, исходя из того, где находится та или иная бригада, передают заявку врачу на смартфон, подключенный к единой системе «103». Машина отправляется на место вызова. По словам Ирины Яковлевой, система очень удобна и значительно экономит крайне важный в работе скорой помощи ресурс – время.

Днепродзержинская станция скорой медицинской помощи обслуживает не только город Каменское, но и ряд прилегающих населенных пунктов: Петриковку, Царичанку, Верхнеднепровский район, Вольногорск, Кринички. Всего семь подстанций и пункты базирования в отдаленных селах.

«Иногда жалуются, что приезжаем с задержкой, – говорит Ирина Яковлева, – но вины нашей в этом нет. Бывает так, что абсолютно все бригады находятся на адресах и поступают еще две-три заявки. За время своей работы могу сказать с уверенностью, что количество вызовов непредсказуемо. Сейчас даже пятницы поспокойней стали – люди на дачах или на отдыхе». По словам диспетчеров, пиковые нагрузки, в основном, после обеда и с 18.00 до 23.00.

Первый вызов, на который я еду вместе с одной из бригад, поступает около 11.00 с улицы Матросова. Угроза срыва беременности у 19-летней девушки. Будущая мама вызвала скорую сама, почувствовав неладное. Врач Елена Васильевна осматривает девушку и предлагает госпитализацию – у пациентки кровотечение. Доставляем девушку в ГБСМ и передаем медикам.

Сразу после этого вызова едем на улицу Алтайскую. «Детский вызов». У 10-месячной Маши температура 38,8 и расстройство желудка. Врач Елена Васильевна рассказывает, что все детские вызовы, если пациенту до 1 года, отрабатываются как срочные и аварийные (наряду с ДТП и случаями, связанными с рисками для жизни). Заходим в квартиру. Маша плачет. Заинтересовавшись сундучком врачей, перестает плакать, но, получив неожиданный и профессиональный укол в попу, начинает возмущенно кричать и трясти кулачками. Врач предлагает госпитализацию – возможно отравление. Мама соглашается, едем в инфекционку 7-й горбольницы.

Пока я ездил с Еленой Васильевной, в районе Шульговки мужчина умудрился повредить себе ногу работающей болгаркой, в АТБ на Глаголева у пенсионерки случился сердечный приступ, во дворе одной из левобережных школ, предположительно от передозировки, умирал наркоман, на улице Куйбышева пожилая женщина повредила ногу о металлический уголок, разорвав ткани почти до кости, а в Верхнеднепровском районе на озере мужчина свернул себе шею…

Пока есть немного времени, общаемся со старшей смены Ириной Яковлевой. Спрашиваю, часто ли приходится ездить на вызовы, где скорая, в общем-то, не нужна. Оказывается, часто. Это и скачки давления у пенсионеров, и просьбы отвезти в больницу снять гипс, и множество других случаев. По словам Ирины Яковлевой, иногда приходится убеждать людей, что это не тот случай, когда вызывают скорую. Ведь первоочередная задача людей, работающих здесь, – предотвратить непоправимое, когда есть риск для жизни или потери работоспособности из-за несвоевременно оказанной помощи. Выехав на «пустышку», можно потерять драгоценные минуты, от которых зависит чья-то жизнь.

У сотрудников скорой помощи свои специфические наблюдения. Например, Баглейский мостик врач Ирина Яковлева называет «проклятым местом». По ее наблюдениям, часто смерть пациента наступала, когда машина проезжала в этом месте. «Когда работала врачом на скорой, проезжая по этому мосту, зажмуривала глаза и просила: живи-живи-живи! С облегчением вздыхала, когда проезжали этот участок».

Пока мы общаемся, поступает вызов с КП «Трамвай» – стало плохо водителю вагона, женщине средних лет. Почувствовав неладное и опасность потерять сознание, водитель остановила вагон. Сообщила, что ей плохо, на предприятие, куда ее доставили на аварийке. Врач измеряет давление и рекомендует отдых в прохладе.

Вечер. Количество вызовов возрастет. Очень много сообщений «Детский вызов». Есть и экзотические случаи: «Золотые пески» – мужчина подавился пробкой от бутылки со спиртным.

Около 20.00 – вызов на Матросова. Аварийный. Еду вместе с врачом Олегом Богданом в составе «Битовской бригады».

Эта машина укомплектована реанимационным оборудованием и ездит на самые опасные случаи, связанные с риском для жизни.

Включаем сирену. В сообщении говорится, что из окна четвертого этажа выпала девушка. Приезжаем в течение нескольких минут. На козырьке рядом с выпавшей 20-летней девушкой находятся четверо нетрезвых и агрессивных молодых людей, которые начинают оскорблять врачей. Причина непонятна. Ведут себя вызывающе, матерятся, угрожают. Выясняется, что выпавшая девушка жива и тоже «под шафе». Пострадавшую кладут на носилки, проталкивают в окно лестничной клетки и доставляют вместе с двумя нетрезвыми мужчинами в ГБСМ. Вердикт врачей: травмы позвоночника, бедра и грудной клетки. Один из сопровождавших молодых людей передает информацию, очевидно, оставшимся на месте происшествия товарищам: «Та все нормально, черепушка не лопнула, ничего не вытекло – будет жить».

Ближе к 23.00 вызовов становится чуть меньше, а общее их количество по городу уже переваливает за вторую сотню. Бригадам и диспетчерам работать еще 12 часов, однако по ним не скажешь, что устали – ощущение, что они только набирают обороты.

По дороге домой ловлю себя на мысли: за все выезды ни один из пациентов не сказал работникам скорой даже простого человеческого спасибо. Понимаю, что ситуации, в большинстве своем, стрессовые, но иногда простая человеческая благодарность, доброе слово дает осознание того, что все это не просто так. Что в твоей работе есть смысл. Ведь эти люди спасают самое важное, что есть у человека – жизнь.

Очередной вызов. В Романково стало плохо мужчине – он упал прямо на улице

Денис Кравец