Работа за кулисами театра

Я люблю театр, и мне всегда было интересно узнать, как устроена театральная жизнь изнутри, что происходит за кулисами, пока на сцене разворачивается яркое действие. Поэтому следующая профессия, которую я испробовала на себе, — театральный костюмер Академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки.

Театр – завод искусства

Как и любой зритель, театр я воспринимала только по тому, что вижу на сцене. Актеры, костюмы, декорации и захватывающее действие. Но за всем этим стоит целое театральное производство, где большое количество сотрудников работают, как механизм часов. Сотрудники театра разделены на команды, которые называются цехами, каждый такой цех выполняет свою задачу, чтобы в результате получить продукт — спектакль или концерт. Так, в театре работает столярный, художественно-бутафорский, швейный, реквизиторский, гримерный, костюмерный цеха. Сцену обслуживают монтировщики, звукорежиссеры и осветители. Не стоит забывать о штате артистов драмы, балета, оркестра, режиссерском коллективе, кассирах и администраторах. За один день работы в театре мне удалось познакомиться всего с малой частью театрального коллектива.

Мой рабочий инструмент — утюг

Чтобы ощутить особенности работы в театре и окунуться в таинственную атмосферу закулисья, я устроилась поработать в костюмерном цехе на один день, где моим шефом стала начальник костюмерного цеха Светлана Проскурова. Помощнику костюмера особых навыков иметь не нужно, поэтому я была уверена, что справлюсь с этой работой легко.

Мой рабочий день начался в 10 утра, при этом закончиться он должен был после вечернего спектакля, а это около 9 часов вечера. Нам предстояло обслужить два спектакля: дневной (балет-феерия «Душа поэта») и вечерний — «Руководство для желающих жениться». Как оказалось, мои коллеги все костюмы к первому спектаклю подготовили еще с вечера и разнесли их по гримеркам артистов, поэтому мне дали задание погладить около 20 штук постиранных рубашек. Сложного в этом ничего нет, поэтому я сразу принялась за работу. Каждую рубашку я проглаживала так, чтобы на рукавах не образовывались стрелки, и вешала одну за другой на вешалки. Мое рабочее место находилось в коридоре, поэтому у меня была возможность ощутить себя в творческой суете подготовки к спектаклю. Ближе к 12.00 артисты, переодетые в образы героев «Души поэта», начали выходить из гримерок (кто-то подходил к костюмерам, чтобы те помогли застегнуть костюм или завязать головной убор, кто-то разминался перед выступлением) и непринужденно общались между собой. Когда прозвучал третий звонок, мы вместе с артистами отправились за кулисы.

Работа на сцене

Пока на сцене происходит действие «Души поэта», за кулисами также кипит работа. Мне, как новичку, Светлана Сергеевна предложила просто тихонько понаблюдать за происходящим, объяснив, что переодевать актеров нужно очень быстро, с чем я еще не готова справиться. За кулисами работает целая команда: монтажеры отвечают за движение декораций, костюмеры помогают переодеваться артистам, реквизитор подает необходимые предметы, и все происходит максимально быстро. Естественно, за кулисами руководит процессом помощник режиссера.

Удивило меня то, с какой скоростью артисты переодеваются в ходе спектакля за кулисами. Мужчины самостоятельно моментально меняют рубашки, а вот девушкам необходимо помогать надевать наряды со сложными застежками. В этом помогает им костюмер, который, в прямом смысле, держа фонарик в зубах, очень быстро застегивает платья. И вот артисты в других нарядах выходят к зрителю. Поражает также то, как они профессионально перевоплощаются в разные образы, выходя на сцену, как меняется их настроение. Интересно наблюдать за работой профессионалов не со зрительского сиденья, а из-за кулис.

Спектакль закончился, работа продолжается

После окончания спектакля наша задача заключалась в том, чтобы собрать все костюмы по гримеркам, отсортировать их, нательные вещи отнести в прачечную, а остальные развесить по вешалкам и отнести в костюмерную. Вот тут-то мы и побегали. Гримерки и костюмерные находятся на разных этажах, костюмов много, поэтому пришлось изрядно помотаться, чтобы собрать все вещи и снести их в костюмерную. После этого отобранные вещи для стирки мы собрали в большую сумку и понесли в прачечную, путь к которой лежал через сцену. Проходя по сцене, я обратила внимание, что там также полным ходом идет работа: монтировщики меняли декорации к вечернему спектаклю. Разобравшись с «Душой поэта», мы тоже приступили к подготовке «Руководства для желающих жениться».

Галоши для Луки и запонки для Ломова

К слову, в театре Каменского три хранилища для костюмов, где хранится огромное количество сценической одежды, головных уборов и обуви. Задача костюмера заключается в том, чтобы к каждому спектаклю приготовить костюмы действующих героев. Одежду сперва утюжат, при необходимости что-то подшивают и разносят по гримеркам артистов.

Чтобы не запутаться, в каком спектакле кто и что надевает, у начальника костюмерного цеха есть несколько толстых тетрадей. Там записаны все спектакли, к каждому из которых рядом с именем действующего героя прописаны все элементы костюма. Я бы разбиралась долго, а вот Светлана Сергеевна и без тетрадей помнит, кому что нужно и где это все лежит.

Она собирает костюм, мы его проглаживаем и относим в гримерку к артисту — так проходила наша работа. В гримерку Александра Тарханова мы отнесли галоши с носками и костюм для Луки, в гримерку Олега Волощенко — фрак и цилиндр для Ломова. И так для всех актеров, которые задействованы в спектакле. В это время некоторые артисты заняты на репетиции, поэтому можно услышать пение и игру на фортепиано, некоторые отдыхают в гримерках перед предстоящим спектаклем. И если честно, то мне было как-то неловко заходить в гримерки, когда там кто-то был, хотя это была моя работа. Мне казалось, что я «вторгаюсь на чужую территорию».

После выполнения этой части работы у нас наступило время затишья и появилось время на обед. Коллеги рассказали, что помимо работы непосредственно в театре костюмеры вместе с артистами ездят на гастроли. Костюмеры должны также следить за состоянием костюмов (пришить пуговицу или зашить небольшую дырочку они могут и сами, а вот ремонтировать костюм они относят в швейный цех). Главное, чтобы к спектаклю одежда была в надлежащем состоянии.

Уже ближе к началу вечернего спектакля в коридоре опять воцарилась атмосфера активной подготовки к выходу на сцену. Сперва мы отправились в гримерку к Марине Юрченко, потому что ее платье для образа помещицы Поповой застегнуть самостоятельно невозможно. Пока актриса повторяла текст из блокнота, готовясь к спектаклю, мы шнуровали корсет ее платья и застегивали мелкие крючки. Также нам нужно было не забыть перед самым началом спектакля отдать Олегу Волощенко запонки для образа Ломова и помочь их застегнуть. В целом, я поняла, что в работе костюмера нет ничего сложного, особенно под руководством опытного начальника, который досконально знает свое дело. Хотя, с другой стороны, эта работа занимает много времени и каждые выходные — рабочие, ведь помимо будних дней спектакли в театре проходят также в субботу и воскресенье. Поэтому, устраиваясь на работу в театр, важно помнить, что независимо от должности вы будете частью огромного коллектива, у которого одна общая цель — показать зрителю спектакль, который обязательно оставит в душе каждого приятные эмоции.

Оценка работодателя

Начальник костюмерного цеха Светлана Проскурова:

— Наша работа требует скорости, здесь важны сноровка и навыки, которые приобретаются с опытом. Бывают 29-секундные переодевания за кулисами или ситуации, когда, например, у актрисы сломался каблук перед спектаклем и за 5 минут нужно сообразить, какими туфлями можно заменить.

Но я бы однозначно взяла Екатерину в нашу команду. Она сообразительная, коммуникабельная, быстро ориентировалась в ситуациях — это видно сразу. Только жаль, что она пришла к нам работать всего на один день.

Е. Киба