Санитар: ежедневный труд на пороге реформ

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Когда в рамках рубрики «Журналист меняет профессию» я решил затронуть тему медицины, выбор профессии сразу стал сложностью – в этой сфере невозможно просто взять и сходу выполнить работу. Специфика деятельности медицинских работников предполагает набор навыков, которые невозможно освоить за короткий срок. Поэтому обсудив эти моменты с главврачом ГБСМП Ростиславом Вынаром, пришли к выводу, что самым оптимальным вариантом станет попробовать себя в роли санитара, что я и сделал. Скажу сразу, что и эту работу в полной мере не удалось выполнить в нужном объеме. Первую половину смены я наблюдал и учился – как говорить, что делать, куда везти пациента. Спасибо санитарке Валентине, которая в этот день стала для меня наставником.

Утро в приемном начинается «весело» — с поисков, какое отделение ответственно за труп, кто его заберет и почему он лежит на столе. Ночью с сильным обморожением поступил мужчина, как выяснилось, безнадежный, помочь уже было практически нечем. Смерть здесь — нечто обыденное. Особенно это видно в больнице скорой медицинской помощи, которая обслуживает в общей сложности около полумиллиона граждан из Каменского и пяти близлежащих населенных пунктов области. Именно сюда везут самых безнадежных, которым требуется срочное оперативное или другое медицинское вмешательство.

Не навреди!

На 24-часовую смену заступаю в 8 утра, вместе со мной в приемном покое работают две медсестры, Оксана и Ольга, и две санитарки — Валентина и Лена. В обязанности медсестер входят документальное сопровождение пациентов и ряд процедур: поставить градусник, сделать ЭКГ, укол, измерить давление, определить, какого вызвать врача (если пациент пришел сам, а не доставлен скорой с предварительным диагнозом).

Санитар отвечает за все остальное: помощь пациенту в освобождении от верхней одежды, ведение ее учета и отправка одежды на склад (в случае, если больной ложится в отделение). А еще, если пациент буйный, приходится с этим как-то справляться. Что может женщина (а здесь санитарками работают только они) против 120-килограммовой пьяной беснующейся туши? Может. И случаи были, и не один. К счастью для медсестер и санитарок, сегодня в отделении уже есть тревожная кнопка, а также средства обездвиживания для тех, кто может навредить себе и окружающим. Выглядят, как пояса от халатов, но крепкие. А еще в приемном покое есть ванна — для особенно запущенных случаев в смысле гигиены.

Доставка человека до операционной или на один из этажей отделения — тоже обязанность санитара. Помещение приемного покоя, где стоят кресло и кровати–каталки, санитарки ласково называют «гаражом».

С трупом разобрались, его увезли в морг. Постепенно начинают поступать пациенты. Один из первых — мужчина возрастом около 50 лет, проблемы с сердцем (он уже был здесь, пришел снова с направлением от врача). Задача – просто отвести в отделение. Следом за ним поступает девочка из Верховцево, ее везли двумя машинами скорой с пересадкой — подозрение на аппендицит. До прихода врача везем девочку на сдачу анализов. Лаборатория находится рядом, все происходит быстро — к приходу врача уже есть более-менее полная картина. Диагноз не подтвердился, пациентке прописывают лекарство и отправляют домой.

Понаблюдав за принципом работы, потихоньку пробую в нее включиться. Следующий пациент уже с серьезным диагнозом — мужчина с закрытым переломом бедра. И вот поверьте, сходу сложно понять, что делать с человеком, который кричит от боли. Я уже не говорю о том, что его еще и нужно куда-то отвезти. К счастью, я с ним не один на один, помогает профессионализм санитарок. Руководствуюсь принципом «не навреди». Помогаю чем могу, аккуратно снимаю брюки с пострадавшего, затем носки. Запах ужасный, а ноги липкие от грязи. Санитарка Лена обрабатывает ноги, руки, другие части тела пациента дезинфицирующим составом, мы с Валентиной перебираем и записываем его вещи. Деньги, ключи, документы отдаем в руки. Вещи — в ящик и на склад. В «вещевичке» (это документ такой) делается отметка, что одежда была мокрой.

Подготовленного мужчину в лежачем положении везем в операционную. Уже за дверьми следует еще одна процедура, тоже с криками — перемещение пациента с одной каталки на вторую, ту, на которой его доставят к операционному столу. Свою каталку везем обратно, она нам сегодня еще не один раз пригодится.

Упорядоченный хаос

К 10 часам утра — первая пиковая волна. Пациенты начинают поступать один за другим. Скорая привозит женщину из Криничек с болью в боку и горечью во рту, мужчине нужен нейрохирург — что-то со спиной. На кушетке хирург осматривает женщину с кишечной непроходимостью, запустив пальцы в дыру на ее животе, Лена отправляется мыть снятый калоприемник пациентки. Пока я мечусь в поисках (правильного!) ведра для мужчины, который, похоже, отравился селедкой и вот-вот вырвет прямо на пол, скорая привозит двух бабушек. Одна с «механической желтухой», вторая с целым комплексом предварительных диагнозов: инфаркт, пневмония, желудочно-кишечное кровотечение. Из какой-то школы привозят, судя по одежде, буфетчицу — упала на лестнице, повредила руку. Конечность вывернута и опухла. Испуганно просит записать, что это произошло до работы, дома. Не очень похоже на правду, но это ее дело.

Пробую поудобней уложить бабушку, которая поступила с проблемами ЖКТ. Она хватает меня за руку, крепко держит, смотрит в глаза с надеждой… Вы знаете, то, что в этот момент происходило внутри, описать сложно. В буквальном смысле все сжалось. Здесь как нигде чувствуешь жизнь… И это, правда, очень сложно передать.

То, что я описываю, происходит очень быстро. Поток именно такой, и все эти люди в один момент в помещении. Кажется, что происходит хаос. Но нет. Он упорядочен. Каждый занят своим делом. Врачи приходят один за другим — кардиолог, хирург, кто-то еще… Я сбился со счету. Пациентов осматривают: кому-то помогают на месте, кого-то после осмотра врачом кладут на каталку и отвозят в отделения ГБСМП на верхние этажи. Одного за другим, одного за другим… Двери- коридор-лифт-коридор. Снова, снова и снова. Пациентов много, и я уже даже не фиксирую в блокноте, кто с чем поступил. Просто выполняю свою работу. Стараюсь не врезаться на поворотах, дверных проемах, везти человека быстро, но аккуратно. В один момент, по неопытности, делаю серьезную ошибку: когда колесо каталки застревает в щели на выезде из лифта, пробую ее приподнять и забываю, что верхняя часть — это носилки. К счастью, все обходится без аварии.

Везем на операцию молодую женщину. Вижу, что ей страшно. По дороге пытаюсь ее разговорить, чем-то отвлечь. Может это неправильно, я ведь не профи, но чувствовал, что это сделать нужно. Почти физически больно видеть страх в чужих глазах.

Вечер

За один день в приемном покое я увидел многое: взрослый здоровяк, сломавший ногу на прогулке с собакой, который вот-вот от беспомощности заплачет, как ребенок… Женщина в белой горячке, которую пришлось обездвижить ремнями, затем откачивать в реанимации… Продавщица, на которую напали, побили и хотели отобрать телефон, но заявлять она не хочет, так как боится мести… Все это и многое другое, о чем, пожалуй, не стоит писать на страницах газеты, случилось в один день в одном приемном покое. Очень-очень много хотелось бы написать и о докторах, об их, безусловно, сложной и важной работе, но на это не хватит и целой газеты. Может быть, как-то потом… А сегодня я — санитар.

К вечеру лица сливаются, каждый приходит со своей болью, для него она сейчас — это центр Вселенной. Для санитара — эпизод в бесконечном потоке. Возможно, это звучит цинично, но это так. Для себя я увидел, что санитары ГБСМП — профи своего дела и большие молодцы. За сутки я лишь прикоснулся к этой профессии и попробовал вам ее описать. Надеюсь, получилось.

Послесловие

Одни из первых, кого видят пациенты, поступив в городскую больницу скорой помощи, – это младший медицинский персонал приемного покоя.  Именно санитарки и медсестры этого структурного подразделения ГБСМП осуществляют первый контакт с поступившим, подготавливают заболевшего к осмотру врачом, транспортируют пациентов в операционный блок или палату, служат своеобразным фильтром, разгружая специалиста (врача) от рутинных действий. 

Санитар поможет раздеться и расположиться на врачебной кушетке, подержит ведро пока пациента рвет, уберет, отведет или отвезет на анализы, просто поговорит. А в свободное время уберет в помещении, санузлах и коридоре. Для меня стало открытием, что уборщиц в больницах в принципе нет. Труд санитаров и санитарок сложно переоценить. Они – важная часть такого сложного организма, как больница скорой медицинской помощи.

Оценка работодателя

Заведующий приемным отделением городской больницы скорой медицинской помощи врач-хирург Дмитрий Александрович Леднев:

 

— Денис отработал хорошо, насколько это было вообще возможно без опыта в этой сфере. Санитарки ему подсказывали, и он делал все как положено. Вопросов нет. На самом деле тут сложно все понять с первого раза.

Люди, когда приходят на стажировку, тоже сперва смотрят, подходят к пациентам с опаской, ведь это — живые люди, к ним нужен подход, нужны внимание и знание алгоритма, как поступать. Со своими задачами Денис справился.

 

Денис Кравец