Таксист: интересная и опасная работа

Таксист: интересная и опасная работа

Следующей профессией, которую я испытала на себе в рамках проекта «Журналист меняет профессию», стала работа таксиста. Я выбрала ее для себя с большим удовольствием, так как водить машину умею довольно неплохо, вожу относительно давно, а еще я это дело очень даже люблю.

Условия работы

Как мне рассказал директор службы такси, на работу я могла выйти в любое удобное для меня время и закончить ее, соответственно, так же. Этот рабочий момент меня тоже устроил, так как я сама люблю организовывать свое рабочее время.

Мне заранее объяснили, как работает программа «Такси», как можно выбирать себе заказы и как работает счетчик. Дальше выдали непременный опознавательный атрибут таксиста — шашку. Программа достаточно простая, если есть вопросы или возникли какие-то незначительные проблемы, всегда можно выйти в эфир, обратиться за помощью к диспетчеру или коллегам. Для экстренных случаев, которые могут возникнуть с пассажирами, в программе предусмотрена функция экстренного вызова, когда на помощь сразу же съедутся все таксисты-коллеги. Главное в таком случае, чтобы таксист успел нажать эту кнопку.

Мои преждевременные опасения

Два момента перед началом работы меня немного беспокоили: это то, что я все-таки не очень хорошо знаю город, а точнее, расположение тех или иных домов по нумерации. Понятно, что основные улицы и известные торговые центры и заведения мне известны. Но, например, тот же проспект Свободы достаточно протяженный, и где находится тот или иной дом, достоверно мне неизвестно. Второй момент, который немного меня смущал: как отреагируют пассажиры на девушку-таксиста? Как бы там ни было, но в 99% случаев таксистами работают все-таки мужчины.

Начало рабочего дня

Я решила приступить к работе после 10 часов утра — это приемлемое для меня рабочее время. По условиям работы, сразу нужно стать в так называемый сектор, занять очередь (здесь как раз видно, сколько машин находится в работе). После этого нужно включить эфир, поздороваться со всеми работающими в этот момент таксистами и назвать диспетчеру свой позывной, что будет означать, что я готова принимать заказы. Перед началом работы первый свой заказ я ждала около часа. Во-первых, сложностью для меня было то, что город я вроде бы и знаю, но когда заказ идет от определенного номера дома даже по известной улице, то быстро его найти довольно сложно. А одним из условий работы является приезд к клиенту в течение 10 минут по центру города. Поэтому совсем не известные мне названия улиц и неизвестные номера домов с известными улицами я даже не пыталась брать.

Первый пассажир

Наконец я дождалась первого заказа — с улицы Широкой на Майдан Героев. Так как этот заказ был предварительным, у меня в запасе было около 20 минут, за которые я смогла по карте посмотреть точный номер дома по этой улице, откуда мне нужно было забрать клиента. Выезжая на первый заказ, я немного волновалась. Во-первых, все равно боялась опоздать, зная, что дорожное покрытие по этой улице оставляет желать лучшего, то есть, на это потребуется больше времени, чем можно потратить на такое же расстояние по хорошей дороге. А во-вторых, меня все-таки смущал момент, когда клиент увидит за рулем машины такси молодую женщину, а не, по обыкновению, мужчину. Как я ни старалась, но все-таки опоздала на пять минут. Подъезжая, нервничала: мало ли какой человек попадется, не хотелось услышать в свой адрес неприятных слов. Но все оказалось иначе. Ко мне в машину села женщина, которая в ответ на мои извинения за опоздание успокоила меня, сказав, что для нее это не принципиально.

По дороге мы разговорились (наверное, это непременный атрибут поездок, если клиент идет на диалог). Пришлось рассказать, что работаю в этой службе первый день, поэтому «простите, если что не так». Кроме того мы обсудили состояние дорог и таксистов, которые очень неохотно едут на заказы в этот район. И их можно понять, ведь на такой не очень денежный заказ нужно использовать больше топлива и можно расшатать ходовую часть автомобиля. Привезя клиентку на Майдан Героев, я заработала свои первые 40 гривен за этот заказ. После этого мне еще больше захотелось принимать заказы, поездить по разным маршрутам и пообщаться с разными людьми.

Дальше — интересней

Поэтому сразу после первого заказа мне удалось взять заказ в район гостиницы «Заря». Конечный пункт был обозначен как «по городу». Так как место расположения гостиницы мне хорошо известно, то доехала бы я до него очень быстро, если бы не образовавшаяся «пробка» на перекрестке, через который мне нужно было проехать. На нее я потратила больше 10 минут, потому что разворачиваться и объезжать уже не было смысла. Здесь меня ждал молодой человек, который сразу же спросил, где можно купить хорошую свежую рыбу для бизнес-ланча. Хотя я и не разбираюсь в этом вопросе, потому что крайне редко делаю такую покупку сама, я посоветовала ему поехать на Центральный рынок. На мой взгляд, это единственное место, которое я могла посоветовать. Естественно, после этого у нас завязался непринужденный разговор, в ходе которого я узнала, что молодой человек работает шеф-поваром в этом развлекательном заведении. А так как сегодня рыба закончилась, то ее нужно срочно купить для приготовления ланчей. После доставки моего пассажира к Центральному рынку я остановилась, чтобы он вышел (хоть и в неположенном месте, но лишь бы клиенту было удобно). Он попросил подождать его, потому что еще раз вызывать такси у него желания нет. Ну, что ж, для меня это даже лучше. Каждая минута простоя (ожидания) превращается для меня в две гривны без затрат моей энергии и топлива автомобиля. Так я прождала около 20 минут. Честно говоря, под конец ожидания я подумала, что клиент не вернется, восприняла это как бесплатное пользование услугами такси. Хотя по всем признакам клиент мне внушил доверие. Не успев еще расстроиться окончательно, я увидела, как молодой человек направляется в мою сторону, высматривая из всего разнообразия автомобиля тот, на котором он приехал. Так мы продолжили наш путь в то место, откуда приехали. Обратная дорога уже была более свободная, поэтому довезла я своего пассажира гораздо быстрее. Я получила свои деньги, а клиент отблагодарил меня небольшим «чаем» и словами о том, как приятно, что услуги такси в нашем городе такие дешевые.

Вечер и окончание работы

Около восьми часов вечера я отвезла еще двух молодых девушек от супермаркета, расположенного в центре, в район Черемушек. Это был мой последний заказ за восьмичасовой рабочий день таксиста. Это время я определила для себя сама, больше не видела смысла «таксовать», так как за один рабочий день сложно понять специфику и тонкости этой профессии.

Мои выводы о работе таксиста

Сказать, что эта работа меня вымотала, сложно. Да, она требует концентрации внимания и ответственности. Ведь, беря на себя ответственность везти людей, водитель отвечает за самое главное — за жизнь посторонних людей. В этом контексте я считаю эту работу важной и ответственной. Я сделала вывод, что при желании заработать в этой сфере можно, но только не отвлекаясь на «кофе-перекуры». Нужно постоянно мониторить заказы в программе, чтобы выбирать либо хорошие (денежные), либо «набивать» количеством. Если же водитель не очень хорошо знает город, то в свободное время «простоя» у него есть возможность изучать карту города, чтобы в дальнейшем лучше ориентироваться на местности. То, чего я боялась (что не буду знать, куда ехать и куда отвозить пассажиров), было напрасным. Все-таки я старалась выбирать заказы, где точно знаю хотя бы место, откуда нужно забрать клиентов. Но еще лучше знать (хотя бы ориентировочно) то место, куда отвезти. В ходе работы я поняла, что даже если наверняка не знаю точного адреса «доставки», всегда могу ненавязчиво уточнить этот момент у своих пассажиров. Как правило, они все-таки знают, куда направляются.

После своего рабочего дня, чтобы уточнить некоторые рабочие моменты, я созвонилась с директором компании такси. В ходе разговора он рассказал мне, что после окончания моего рабочего дня, о котором я сообщила в эфире, он узнал, сколько заказов мне удалось выполнить за свое рабочее время. Затем рассказал всем работающим в тот момент таксистам о том, что девушка-журналист, которая никогда не работала в этой сфере, в свой первый рабочий день смогла выполнить восемь заказов, что очень даже неплохо. По его словам, это было сказано для тех таксистов, которые считают, что работы нет и возить некого.

Могу с уверенностью сказать, что нельзя недооценивать работу таксиста, считая ее легкой и безоблачной. Ни для кого не секрет, что случаются разные ситуации, когда клиенты не платят, хамят, может случиться и физическое нападение на таксиста. Таксист должен быть готов (и морально, и физически) к неожиданному развитию событий с клиентами и, по возможности, предупредить их и избежать.

Для себя я извлекла такой опыт, как общение с совершенно разными людьми. После этого пришла к выводу, что, работая в этой сфере длительное время, можно начать писать книги — реальные, непридуманные истории ждут таксистов ежедневно, хоть записывай.

Сколько можно заработать

Директор компании «Виват такси» Константин Петров:

«В среднем таксист может заработать 10 000 гривен в месяц. Это с учетом расхода на топливо. Но в эту сумму не входят амортизация автомобиля и прочие расходы: покупка шин, страховка, оплата стоянки или гаража и прочее. За одну рабочую смену таксист может заработать от 300 до 500 гривен».

Сейчас в компании такси задействованы около 246 машин. В летнее время в службу поступало около 1500 заказов в сутки. Сейчас — около 1000.

С.Брижа