10 лет назад на Днепропетровщине произошло самое кровавое ДТП с пассажирским автобусом за всю историю Украины (подробности)

12 октября 2010 г. на железнодорожном переезде в г.Марганец электровоз снес рейсовый автобус. В ДТП погибли 45 человек, 7 получили травмы.

Хроника событий

ДТП случилось утром 12 октября 2010 года на железнодорожном переезде  116-го километра перегона Никополь—Марганец[.

Известно, что автобус «Эталон», в котором находились 52 пассажира, двигаясь по маршруту «Поликлиника — Городище (поселок на окраине Марганца)» в 09:25 подъехал к указанному переезду. За рулем был водитель Николай Гречко. Мужчине было 56 лет. Он имел водительский стаж 36 лет. Несмотря на запрещающую сигнализацию (данный переезд был без шлагбаума), Николай Гречко начал движение через пути.

Именно в это время к данному переезду на скорости 82 км/ч (есть источники, которые говорят что скорость была 75 км/ч) приближался электровоз ВЛ8-1583. Произошло сильнейшее столкновение. После удара локомотив еще 300 м тащил по рельсам автобус. На месте аварии погибли 38 человек. Еще 7 скончались в больнице.

Официальная версия – виновен водитель

Следствие пришло к выводу, что виновником ДТП стал водитель Николай Гречко, который поехал через переезд на запрещающую сигнализацию. Однако уголовное дело в отношение него было закрыто, так как сам он в той катастрофе тоже погиб

К ответственности привлекли лишь частного предпринимателя Илью Ивасенко (владельца автобуса). Ему дали 5 лет. Причем осудили его по ст. 271 Уголовного кодекса Украины «Нарушение требования законодательства про охрану труда». Илью Ивасенко обвинили в том, что он не оформил водителя на работу и не провел с ним все необходимые инструктажи. Кстати, Илья Ивасенко предстал перед судом не сразу. После инцидента он выехал из страны и скрывался. Задержали его в Бресте и позже передали украинским властям. 

Злой рок и не только

Нельзя не отметить трагическое стечение обстоятельств, которое имело место в день указанного ДТП. Оказывается, за полтора часа до упомянутой аварии вблизи станции Канцеровка произошло столкновение грузового поезда с трактором, выехавшим на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора. Тракторист погиб, трактор был разбит. Локомотив поезда в результате столкновения тоже был повреждён до такой степени, что потребовалась его замена. И именно в связи с этим со станции Никополь сюда и был отправлен резервный электровоз. Это, как вы поняли, был тот самый ВЛ8-1583, который настиг рейсовый автобус «Эталон» на переезде в г.Марганце. Как уже отмечалось, локомотив ехал со скоростью 82 (75) км/ч (вероятно, железнодорожники спешили).

Подчеркнем, что в открытых источниках нигде не говорится, что в указанном ДТП может быть и часть вины железной дороги.

Кстати, на эту особенность обращали внимание родственники некоторых погибших пассажиров, которые, как ни странно, стали на сторону владельца автобуса Ильи Ивасенко. Вот что рассказала Алла Келембет, которая потеряла в кровавой аварии своего отца: 

- Мы будем поддерживать Илью. Не он был за рулем. Мы не хотим, чтобы крайним в смерти 45 людей стал только предприниматель. В трагедии есть вина железной дороги, ведь светофор там не работал, шлагбаума не было, а локомотив, который раздавил автобус, мчался на бешенной скорости (источник - https://gorod.dp.ua/news/85643). 

По информации сайта delo.ua, местные жители рассказывали, что до аварии в октябре 2010 г. на этом переезде были проблемы с сигнализацией. Она работала, даже когда там не было поезда. Возможно, поэтому водитель и решился ехать на запрещающий сигнал.

От автора. Безусловно, в случившемся значительная часть вины водителя автобуса. При этом, согласно открытым источникам, указанная авария обошлась государству в 48 млн грн. В частности, невдалеке от переезда, где произошла катастрофа, построили мост; семьям погибших была выплачена компенсация и т.д. При этом, напрашивается несколько вопросов:

- а может правильнее было изначально не экономить на шлагбауме и ставке дежурного по этому переезду? (кстати, раньше этот переезд был охраняемым);

- кто контролирует саму железную дорогу?  

Фото сайта https://zurnalist.io.ua/s2456349/avariya_na_pereezde_v_margance.

Игорь Кузьминский