День начинающего лаборанта

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Даже подумать не могла, что когда-то я смогу окунуться в таинственный мир медицины. Но проект «Журналист меняет профессию» подарил мне такую возможность, и на день я примерила на себя профессию специалиста клинической лабораторной диагностики в медицинском центре «Країна здоров’я».

Перевоплощение

Чтобы работать в медицинской лаборатории и проводить исследования, естественно, необходимо соответствующее образование. Так как у меня нет ни биологического образования, ни, тем более, опыта в медицине, мне выпала почетная миссия стать помощником лаборанта. В этот рабочий день моим шефом была Анна Евгеньевна Стусь, специалист по клинической лабораторной диагностике, врач с 20-летним стажем. Мне выдали специальный халат с бейджем, который хоть и был на меня великоват, но придавал ощущение, что я действительно часть большого медицинского механизма.

Чистота — залог работы

Итак, как вы думаете, с чего начинается утро в лаборатории? Вот я была уверена, что сначала лаборант приводит свое рабочее место в порядок. Но, как выяснилось, к приходу специалиста в манипуляционном кабинете уже царит идеальная чистота, инструменты лежат на своих местах, все готово к встрече пациентов — эту работу выполняет санитарка Татьяна Ивановна. В конце каждого рабочего дня она обрабатывает и стерилизует все инструменты, убирает в лаборатории, а утром кварцует и проветривает помещение.

Пациенты бывают разные

Рабочий день лаборанта начинается с приема пациентов, это происходит с 8.00 до 10.00. Кровь и мочу на исследование сдавал каждый, поэтому в этой процедуре нет ничего особенного. Интересно то, что в медицинском центре работает электронная система, куда вносится информация о пациенте, она же позволяет увидеть врачу, кто сейчас придет к нему на прием. Между приемом пациентов лаборант проводит исследование гинекологических мазков под микроскопом. Анна Евгеньевна рассказала, что при помощи данного исследования можно увидеть патологические процессы в женских половых органах и определить онкологию на ранних этапах. «Здесь важно быть очень внимательным и ответственным, ведь определив рак на ранней стадии, его можно вылечить, а от этого зависит жизнь человека. Поэтому один мазок я могу исследовать больше часа», — объяснила Анна Евгеньевна.

В этот момент на мониторе компьютера загорается красное поле — значит, сейчас придет пациент. Буквально через пару минут в манипуляционный кабинет заходит молодая девушка с 7-месячной малышкой на руках. Увидев их, у меня в голове уже возникают картинки, как мы всем коллективом будем успокаивать плачущего ребенка. Но, как оказалось, тревога была ложной — Анна Евгеньевна игривым голосом обратилась к девочке и сразу расположила ребенка к себе. Пока малышка огромными голубыми глазами всматривалась в тетю в маске, она моментально продезинфицировала, проколола специальной иголочкой пальчик и собрала кровь для исследования. И тут мне стало интересно, пациенты какого возраста проще всего переносят сдачу крови. Анна Евгеньевна рассказала о случаях, когда даже взрослые мужчины теряли сознание при этой, казалось бы, простой процедуре. «Однозначно могу сказать: самые стойкие в этом плане — женщины», — подчеркнула лаборант.

За три часа приема кровь сдали 6 человек, также 5 человек принесли мочу на исследование — это анализы, которые необходимо сделать в первую очередь. Как правило, лаборант в день принимает по 16-30 человек, которые сдают несколько анализов.

Также лаборант проводит цитологические исследования (преимущественно, это гинекологические мазки), их в конце приемного дня приносят в лабораторию.

За кулисами

С 10.00 до 15.00 происходило самое интересное — исследования. В первую очередь на анализ отправляются собранные образцы крови. Основные параметры, такие как гемоглобин, количество лейкоцитов, тромбоцитов, определяются при помощи специального автоматического анализатора, который внешне и по звукам напомнил мне кофемашину. Прежде чем приступить к работе, его необходимо проверить, исследовав контрольную кровь. Если параметры, которые выведет на экран после исследования анализатор, будут совпадать с показателями в паспорте контрольной крови, можно приступать к работе. Задача лаборанта на этом этапе — открыть флакончик, поставить его в машину, нажать кнопку и записать результаты. Далее кровь проверяют на СОЭ (скорость оседания эритроцитов), для этого каждый образец набирают в специальную тонкую пробирку и ставят на час в штатив. Если честно, даже в перчатках прикасаться к чужой крови я отказалась и с уверенностью сказала, что буду работать с мочой. Странный выбор, не правда ли?

Далее мы подготовили материал для следующего исследования: на стеклышки нанесли по капле крови и оставили их высыхать, потом эти стеклышки окрашиваются и исследуются под микроскопом. Параллельно проходило исследование образцов на сахар, для этого пробирки отправили в центрифугу и потом в расслоившуюся на разные фракции кровь добавили реактив. Далее специальный аппарат измеряет глюкозу в образцах, но те цифры, которые выдает этот прибор, потом еще нужно рассчитать по специальной формуле. Анна Евгеньевна буквально за несколько минут рассчитала эти показатели и записала в формуляр, куда потом внесла результаты СОЭ. У двух пациентов скорость оседания эритроцитов оказалась выше нормы (как объяснила лаборант, это значит, что в организме происходит воспалительный процесс, в котором предстоит разобраться терапевту).

Ответственный момент

И тут наступил мой час: мы перешли к исследованию мочи. Здесь все было просто, образцы необходимо было разлить в пробирки и поставить в центрифугу. Но если честно, когда мы открыли баночки с образцами, я ощутила запах мочи и почувствовала отвращение. В ответ Анна Евгеньевна объяснила, что ничего отвратительного в этом нет, по своей природе моча человека стерильна и это не самое противное, что может быть. Также она показала на одну из баночек и сказала, что это моча, в которой, скорее всего, есть отклонения. После того, как пробирки достали из центрифуги, мы их исследовали на наличие осадка — все было в норме. Далее при помощи специальных тест-полосок я исследовала мочу на кислотность, наличие сахара, белка и ацетона. В этот момент я двигалась, как в замедленной съемке (так боялась что-то сделать не так, а хуже того, опрокинуть емкость на себя), у меня даже немного тряслись руки. Все образцы были в норме, кроме одного, в котором был повышен уровень кислотности (именно на него врач указала в самом начале). Как раз в этот момент в лабораторию принесли гинекологические мазки на исследование.

Пока мы занимались проверкой мочи, стеклышки с кровью уже подкрасились и их можно было исследовать под микроскопом. Каждый образец необходимо тщательно проверить и посчитать процентное соотношение лимфоцитов и нейтрофилов, это делается вручную при помощи лабораторного счетчика. Пока лаборант занималась этой процедурой, я в недоумении наблюдала за ней, мне было совершенно непонятно, что она там видит и по какому принципу клацает на кнопки. Даже заглянув в глазок микроскопа, я так и не поняла, как различить эти элементы, тем более, посчитать их.

Время на размышления

Все полученные результаты, которые один за другим заносились в формуляр ближе к концу рабочего дня, необходимо внеси в электронную систему. Результаты сразу становятся доступны лечащему врачу. Пока Анна Евгеньевна занимается заполнением электронного журнала, мне дали задание пронумеровать цитологические анализы. На небольшие стеклышки с еле заметными мазками я ставила цифру и вставляла их в штатив, потом их необходимо было окрасить. В этот момент, как ни странно, я подумала о специфике работы гинеколога. Немного порассуждав мысленно на тему работы в сфере медицины, я поняла, что из всех направлений я бы никогда не хотела стать стоматологом. А вот в лаборатории я бы поработала, только под руководством опытного специалиста, потому как это огромная ответственность.

День работы в лаборатории для меня прошел действительно захватывающе, но вот работать в клинической лаборатории смогут только те, у кого есть к этому призвание. Анна Евгеньевна — именно такой человек. Специалист по клинической лабораторной диагностике должен быть ответственным и внимательным, ведь именно от того, как тщательно он проведет исследования, зависят дальнейшее лечение и здоровье пациентов. Работать в медицинской сфере — тяжелый труд, эти люди берут на себя ответственность и делают все, чтобы не подвести пациента и себя.

Оценка работодателя

Стусь Анна Евгеньевна, врач-биолог:

— Екатерина очень старалась вжиться в роль. Многое ей было непонятно, но это объяснимо — очень уж специальное образование для такой работы требуется. Для того, чтобы стать специалистом клинической лабораторной диагностики, нужно долго учиться. А вот в помощницы я ее приглашаю с радостью!

Е.Киба