«Формула Штайнмайера»: капитуляция или шаг к миру? – мнение известных каменчан

1 октября 2019 г. Украина направила в адрес спец представителя ОБСЕ Мартина Сайдика официальное письмо. В нем сообщалось, что наша страна принимает текст так называемой формулы Штайнмайера.
Напомним, что еще в 2016 г., когда переговорный процесс по Донбассу зашел в тупик, Франк-Вальтер Штайнмайер (сегодняшний президент Германии, а в те годы министр иностранных дел) предложил свой способ внедрения в жизнь Минских соглашений. Он так и вошел в историю, как «формула Штайнмайера».
Политик предложил сначала провести на неподконтрольных территориях Донбасса местные выборы. Организованы они должны быть согласно требованиям законодательства Украины. Наблюдать за ними будет миссия ОБСЕ. Она же должна подтвердить, что все прошло по закону. После выборов на неподконтрольных территориях Донбасса вводится особый порядок местного самоуправления. Он прописан в одноименном законе, принятом Верховной Радой еще в 2014 году, а Украина получает контроль над границей с Россией.
Экс-министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что у Украины и России разное понимание данной формулы. Нынешний же глава этого ведомства Вадим Пристайко считает, что на официальном уровне между странами различий в понимании данной формулы нет… А что думают известные горожане о данной нашумевшей формуле?
Ирина Кучер, глава политической партии «Партія Єдності» в Каменском:
— Я, как и 80% граждан Украины, не могу объективно оценивать «формулу Штайнмайера». Читаю экспертов, могу свести их мнения в следующее: сама по себе формула ведет к возвращению Донбасса в Украину в самом невыгодном виде. Самое худшее — это то, что она предусматривает сначала проведение выборов на оккупированных территориях, а потом — передачу контроля над границей. Но в качестве дипломатического аргумента она может быть использована, если Украина будет требовать исполнения остальных пунктов Минских соглашений, тянуть время, а в итоге что-то выторговать и изменить для себя, не выполняя условий «формулы Штайнмайера». Мое мнение — Донбасс для Украины на предложенных условиях станет постоянным очагом конфликтов и тяжким бременем. Если мы принимаем этот расклад, последствия могут быть печальными.
Денис Монатко, юрист:
— Однозначно плохо. Как бы ни ругали Минские соглашения, но благодаря им остановилась война. Далее, Украина предложила свою «формулу»: «граница, а потом — выборы» и заручилась поддержкой мирового сообщества. Теперь же все наоборот: Россия заручилась поддержкой, а на Украину давят со всех сторон.
Анна Торишняя, депутат городского совета:
— Я не могу давать глубоких политических прогнозов в этом вопросе. Но я против подписания данного документа по формуле Штайнмайера. По моему мнению, это своего рода капитуляция. Да, это определенный переговорный процесс, но не на равных условиях. Мы уступаем, хотя не мы были агрессором, не мы развязали эти военные действия, поэтому это можно назвать мягкой скрытой капитуляцией.
Владимир Штарк, руководитель компании «Днепронет»:
— Я считаю правильным, что Украина присоединилась к «формуле Штайнмайера». Это сдвиг с мертвой точки в переговорах по Донбассу. Обратите внимание, что все члены «нормандской четверки» положительно оценили тот факт, что Украина одобрила указанную формулу. Видят в ней путь к разрешению данного конфликта, а других решений нет.
Наталия Шкуренко, депутат городского совета:
— Я против этой формулы, тогда за что мы боролись последние 5 лет? Подписание «формулы Штайнмайера» негативно отразится на имидже Украины, это полностью нивелирует все пятилетние действия. А как смотреть в глаза матерей погибших на востоке ребят?
Сергей Цонев, журналист, долгое время работал советником мэра города
— Вопрос сложный. Данная формула это лишь первый шаг на пути к миру, восстановлению территориальной целостности, контролю над границей и тогда присоединение к ней – это на сегодня единственный и правильный шаг. Ведь в течение 5 лет власть предержащие не как не могли решить эту проблему. Кстати, об имплементации этой формулы делал заявление и Порошенко, которое так и осталось заявлением. Другое дело, нам уже трудно поверить в просто заявление, нужны действия. Поэтому принятие подобных решений должно быть очень прозрачным и выноситься на референдум.
Александр Плахотник, лидер каменской «Батькiвщини»:
— «Формула Штайнмайера» – это документ на 3 страницах. Но, по сути, его никто не видел. Что конкретно подписано, какие у нас гарантии — неизвестно. По этой теме пока очень мало информации. Все говорят о данной формуле, при этом каждый ее по-разному трактует. Если, согласно «формуле Штайнмайера», сначала разведут войска и Украина получит контроль над границей, то это формула хорошая. Если нам предлагают выборы под дулами автоматов, а потом все остальное, то это плохая формула. Пока очень мало информации. Люди должны знать о ней больше.
Артур Круть, депутат горсовета, директор КП «Коммунальник»:
— Самое главное для нас — мир и жизни наших людей. Поэтому каждый шаг к прекращению войны крайне важен. И чем быстрее мы остановим войну, тем лучше. Думаю, что «формула Штайнмайера» — это первый шаг для обретения мира на нашей территории. Насколько он правильный, покажет время. Но я поддерживаю шаги Зеленского, направленные на остановку кровопролития. Что сообщают в сводках с Донбасса? Постоянно гибнут люди, постоянно получают ранения. Дай Бог, чтобы на нашей земле мы забыли, что такое война и «груз-200».
Александр Залевский, секретарь городского совета:
— Якщо прочитати текст угоди, «формулою Штайнмайера» вводиться забов’язання перед Україною впровадити особливий статус окремих регіонів Донецької та Луганської областей. Відповідно до цієї угоди, ми повинні провести вибори за українськими законами, але без присутності української влади. Цим документом гарантується повна амністія тим, хто брав участь у бойових діях з тої сторони, відновлення тих територій за рахунок українського бюджету. Але ж це повинна робити країна-агресор! Створюються народні міліції з числа мешканців тих областей, які підпорядковані тим депутатам. Це саме ті, хто зараз воює проти нас. Суть цієї угоди набагато глибша, адже це буде сигналом іншим областям. Такі ж проблеми ми можемо отримати із Закарпаттям, Буковиною і так далі. Ми не можемо проводити вибори на тій території, яку ми не контролюємо. Це просто неприпустимо.
Лина Островская, бизнесмен:
— Это большая политика, и что там принято в действительности, сказать сложно. Но я уверена в одном: плохой мир лучше хорошей войны. Сколько уже будут там гибнуть наши люди! Войну на Донбассе необходимо заканчивать. Надо договариваться, налаживать нормальную жизнь. Необходимо, чтобы в Украине была работа с достойной зарплатой. Чтобы люди не уезжали из страны. Очень хочу, чтобы у Зеленского получилось закончить войну на Донбассе.
Евгений Крохмаль, зам.директора ДЮСШ №1, журналист:
— Я оцениваю присоединение к «формуле Штайнмайера» положительно. Это поможет остановить войну и смерти на востоке Украины. Это самое главное, ведь уже погибло столько людей и продолжает гибнуть. Экономика стоит. Люди из страны уезжают. Мы же все видим, что произошло за эти последние 5 лет… Однако отмечу, что по данной теме очень мало информации и поначалу президент ее преподнес плохо, без какой-либо конкретики. Многие эксперты и официальные источники говорят о формуле по-разному, поэтому людям тяжело разобраться.
Сергей Коваленко, депутат городского совета:
— Я полностью поддерживаю действия президента. Нам, в первую очередь, необходимо восстановить мир в Украине, чтобы наконец-то перестали гибнуть наши земляки. Хочет Донбасс автономию — пусть получит ее, но в составе Украины. Донбасс — это Украина, пройдет время, и жители тех территорий вновь это поймут.