Война, о которой мы забываем, или Как Днепродзержинск помогает нашей армии

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Мирное небо над головами днепродзержинцев, украинские флаги и отсутствие танков оккупантов – безусловная заслуга украинской армии и армии волонтеров. Именно волонтеры обеспечили снабжение наших бойцов, совершая порой подвиги не меньшие, чем на передовой. И, конечно, волонтеры не смогли бы ничего сделать, если бы украинцы, всем миром, не помогали собирать помощь для армии.

Сегодня, когда война стала такой привычной, когда мы перестали бояться, что враг будет угрожать непосредственно нам, волонтерам все сложнее работать. И не потому, что на передовую сложно доставить грузы – с этим все налажено и работает как часы. Добровольные помощники армии жалуются на апатию населения, на то, что собрать такие необходимые грузы становится все сложнее.

Редакция газеты «Событие» постоянно участвовала в волонтерской жизни города. С первых дней войны помогали сборам в армию не только публикациями, но и были сами активными участниками движения: собирали одежду, лекарства, еду. Помещение редакции больше года служило своеобразным складом, куда днепродзержинцы приносили свою помощь, а волонтеры забирали и увозили на передовую. Сегодня форум газеты «Событие» (forum3.sobitie.com.ua) является большой площадкой для общения волонтеров и сборов необходимого для наших солдат. Поэтому, когда в редакцию обратились днепродзержинские волонтеры группы «Лелека» с просьбой съездить на передовую с ними и сделать репортаж, мы откликнулись незамедлительно.

Поездка  состоялась накануне Дня святого Валентина, поэтому приятным дополнением к необходимому грузу было огромное количество валентинок.

Зона сепаратизма

«Не дай Бoг, попросить помощи у населения, если что-то случилось с тобой в дороге после Павлограда, – рассказывает наш водитель Игорь. – То, что не помогут,  полбеды, но можно и вообще никуда не уехать». Наша машина украшена украинской символикой и явно привлекает к себе внимание в предфронтовой зоне. Как рассказали мои спутники, отношение населения к волонтерам и к армии – резко негативное и нарваться на конфликт – легче простого. Проезжая Красноармейск, Игорь рассказал историю о том, как он принимал участие в освобождении этого города. «Брали блокпост с травматическим оружием, палками и муляжами автоматов. Взяли сепаратистов «на слабо». Так у нас появилось первое оружие. А ведь я служил в армии. Зато сейчас на ребят, которые со мной освобождали Красноармейск, заведены уголовные дела – город, по версии прокуратуры, защищали мирные жители. И то, что они были с оружием и готовили приход врага, никого не волнует», – жалуется Игорь.

Зона АТО

Для того, чтобы попасть на передовую, недостаточно иметь удостоверения волонтеров. Каждый блокпост, коих на пути немало, находится в зоне ответственности определенного воинского подразделения. И проезд через них разрешают командиры этих подразделений. Поэтому череда следований через блокпосты сопровождается звонками командирам. Если кто-либо из них занят, а мы ведь въезжаем в зону боевых действий, путь следования корректируется, и мы направляемся через блокпосты тех, к кому дозвонились. На каждом блокпосту мы раздавали валентинки и сигареты. Пару минут наставлений и обзор обстановки – и мы едем дальше.

АТО блокпост

Нужно обязательно сказать о том, что отношение к волонтерам тех, кто воюет, очень трепетное. Нас встречали как самых родных людей. Видеть столько искренних улыбок и благодарностей от людей с оружием было очень удивительно и неожиданно.

Несколько участков пути были достаточно опасными – их обстреливают с той стороны фронта. Асфальт укрыт воронками и поваленными деревьями. «Видишь те дома? – спросил меня на одном из таких участков Юрий Нороха. – Это уже Горловка – сепары. Эта дорога у них – как на ладони, и они периодически обстреливают проезжающие тут автомобили».

42-й батальон «Рух Опору»

Первой целью нашей поездки был поселок Майорское, оборону которого обеспечивает 42-й батальон ТРО. И хотя батальон сформирован в Кировограде, в нем служит очень много ребят из Днепродзержинска.

Поселок Майорское

Поселок Майорское 42 батальон

Бойцы получили много необходимых вещей, вкусностей и даже посылки от жен. Командир роты Роман особенно обрадовался оружейному маслу. Как оказалось, с маслом на передовой напряженка, а без него оружие клинит.

Небольшая часть ребят из батальона живет и воюет на бывшей железнодорожной станции, обустроив помещение под свои нужды. Рядом разбитые вагоны и раскуроченные рельсы – передовая. «Не ходи туда фотографировать, там много мин и растяжек. Да и тяжелое что-то может прилететь, если сепары увидят тебя», – тут же порекомендовали мне бойцы. Бои в Майорском происходят по нескольку раз в день, и наши воины относятся к ним уже как к будничной работе.

А так бойцы 42-го бата сушат белье

бойцы 42-го бата сушат белье

Деталь интерьера

Пос. Майорское интерьер

Разговорились. Командир посетовал, что к его бойцам, расположенным в поселке Зайцево, никто не приезжает. Тут же было принято решение ехать туда. Роман, командир роты, несколько секунд сомневался – дорога постоянно под обстрелом. И махнул рукой: «Поехали, сейчас туман – должны прорваться. Только девушку тут оставим». Вы когда-нибудь видели обиженную львицу, на кусок добычи которой претендуют окружающие? Примерно так выглядела наша Вика. Пары минут было достаточно, чтобы понять, что если мы Вику не возьмем, она пойдет пешком. Романа взяли в свою машину, без него нас не пропустили бы на блокпостах.

Зайцево – поселок, одну часть которого занимают бойцы ВСУ, а вторую – сепары (никто на передовой не называет врага иначе). Бои ведутся постоянно. От врага часто прилетают (жаргон бойцов) мины и снаряды больших калибров, запрещенные Минскими соглашениями. Потрясло то, что в поселке, ровно посередине военных действий, живут люди и даже ходят дети. «Да они привыкли уже, – рассказал Роман. – Чуть что – прячутся в погреба. Да и реагировать уже перестали. Жертвы мирного населения? Наверняка есть, но моя задача – обеспечить жизнь своих бойцов, я занимаюсь только этим».

То, что я увидел в Зайцево, никак не вяжется со словом «армия». Блиндажи и землянки, в которых живут наши ребята, отсутствие каких-либо условий для гигиены, да и просто человеческого образа жизни, постоянные военные действия – будни наших солдат. «Вы третьи за пять месяцев, кто к нам доехал, – жалуются бойцы. – Все возят тем, кто поближе, а в нашу дыру никто не заезжает». Волонтеры тут же пообещали поставить Зайцево в приоритет поставок, а при невозможности доехать делать адресные посылки и передавать через командира.

Как мы узнали по возвращении домой, вечером того же дня в Зайцево был серьезный бой и среди наших ребят есть несколько человек раненых.

Попили с ребятами чай, пообщались и в путь – впереди еще несколько мест доставки. «А можно нам привезти одноразовой посуды? – неожиданно спросил один из бойцов, когда мы уже садились в машину. – Очень сложно в ледяной воде и под обстрелами посуду мыть…»

Быт наших защитников в поселке Зайцево. Так выглядит землянка.

Поселок зайцево АТО землянка

А так наши ребята спят.

Зайцево землянка АТО

Этот БРДМ участвовал в бою всего за несколько часов до нашего приезда

БРДМ

Группа «Один», «Правый сектор» – «Айдар»

Разведчик Гора Айдар Сорок минут по дороге, часто обстреливаемой сепарами, и мы в зоне ответственности батальона «Айдар». По пути проехали несколько опорных постов с экзотическими названиями «Ямайка», «Палуба» и раздали традиционные валентинки и сигареты. В поселке Новгородское встретились с легендарным разведчиком, командиром разведывательной роты «Айдара» с позывным «Гора». Очень яркий человек. По словам бойцов и волонтеров, на «Горе» больше сотни убитых сепаров и уничтоженной техники врага. Как мне рассказали, «Горе» на войне оторвало руку (носит протез) и нет двух пальцев на второй руке, но он и не думает покидать строй. «Никто не сделает эту работу лучше нас, – сказал мне в общении «Гора». – Как добьем сепаров, так и будем думать об отдыхе».

После Новгородского – опять на «передок», в Широкую балку, где идут непрерывные военные действия. Следующая цель следования – группа «Один» (назвали себя в честь скандинавского бога Одина). Одно из самых ярких впечатлений от поездки. Люди из другой жизни, параллельной реальности – иначе я не могу их охарактеризовать.

Полтора года люди на войне. Полтора года – без оплаты и какого-либо статуса. Группа, воюющая по своим понятиям, законам и правилам. Все их называют махновцами, но с большим уважением отдают должное их боевому опыту и потрясающей эффективности. Больше всего продуктов, теплых вещей, маскировочных «кикимор» волонтеры «Лелеки» возят именно сюда. Кроме как от волонтеров, брать группе «Один» это больше негде. Оружие добывают в бою.

Начинаю знакомиться. Первым выходит лидер группы. «Привет!  Я – Гриша-еврей», – звучит неожиданное приветствие. Я несколько опешил: «Шаббат шалом, – говорю (мы ездили в субботу). – У вас в группе принято называть национальность?» Улыбка на все зубы: «Нет, просто «Еврей» – мой позывной, я Григорий Олень-Пивоваров». Как оказалось, Гриша – гражданин Израиля. В Украине с 2014-го, приехал поддержать Майдан. Затем был очень востребован опыт Гриши как бывшего бойца элитной бригады «Голани» израильской армии ЦАХАЛ. «Мой боевой опыт армии Израиля здесь очень нужен. Я умею воевать и делаю это профессионально. Обучаю других.

Григорий Олень-Пивоваров, позывной Еврей

Григорий Олень-Пивоваров, позывной Еврей

Русские, считает Гриша, воевать совсем не умеют: «Дохнут, как мухи. Очень боятся лобового столкновения, потому что не могут вести эффективный ближний бой». Сейчас Гриша пытается оформить гражданство Украины, но натыкается на всевозможные бюрократические препятствия. По словам бойца, уже и Закон в Украине вышел о гражданстве для иностранных бойцов, но никто не спешит его выполнять. «А после войны я стану кадровым военным Украины, – мечтает Григорий Олень-Пивоваров. – Бывших солдат не бывает, а мой опыт очень пригодится».

Следующее откровение: семья – мама, дочь и сын. Полтора года на передовой. Мать (позывной «Самара») и дочь (позывной «Ляля») занимаются разведкой и диверсионной деятельностью. На каждой – больше сотни трупов сепаров и десятки единиц уничтоженной техники врага. Сын – снайпер. Видя мое изумление, улыбаются, но ничего о себе рассказывать не хотят. Слушаю рассказы о семье от окружающих бойцов: «Как-то «Самара» и «Ляля» увели у сепаров противотанковые мины, весом по 7 кг каждая. Еле дотащили. Потом сильно обижались на командование ВСУ за то, что мины у них отобрали».

Ляля и Самара

Один Айдар Ляля Самара

Мать и дочь очень радовались маскировочным «кикиморам», вязаным теплым носкам и теплым поясам из собачьего меха. Группа «Один» раньше позиционировала себя как структурное подразделение добровольческого корпуса «Правый сектор». Сейчас пытаются оформить документы на службу в «Айдаре». Четверых бойцов из «Одина» уже «Айдар» к себе забрал, сейчас оформляются документы, остальные – на очереди. «Все упирается в бюрократию, – жалуются бойцы. – Как будто у нас есть время заниматься на войне бумажками».

Обратите внимание на условия жизни…

Живут «одинцы» практически на передовой, в 200 м от «нулевого» опорного пункта «Айдара» в разваливающемся доме без всяких удобств.

Последняя цель нашего путешествия – «Айдар». К ним мы везли ценный груз (у замкомандира большой размер ноги, и он очень долго не мог найти себе берцы). Долгожданный подарок был встречен радостно. Остатки груза и валентинок были выгружены, и мы засобирались домой – общаться было почти не с кем, все были на заданиях, а выехать нужно до темноты – гражданским лицам запрещены любые передвижения в зоне АТО в темное время суток.

Участники поездки

Юрий НорохаЮрий Нороха, 55 лет, руководитель группы.
Активно занимается волонтерством 1,5 года. Начинал с помощи обеспечения лекарствами раненых в госпиталях. Когда встал вопрос о необходимости доставки лекарств под Мариуполь, в первый раз поехал на передовую. С тех пор в постоянных поездках. «Это становится смыслом жизни. Я уже не могу без этого. Чувствую себя на передовой на своем месте, мне там лучше, чем дома».

Игорь Дьяченко, позывной «Химик», 44 года, водитель на своей машине.
Игорь – житель города Шахтерска Донецкой области. Когда началась война, вступил в батальон «Донбасс». Участник многих самых тяжелых боев. В бою в Карловке их группу окружили и несколько часов пытались уничтожить. «Мы залегли в доме, отстреливались. По нам стреляли из всего, чего могли. Одних гранат прилетело больше десятка. Когда поняли, что нас не взять, подожгли дом. Ушли, только когда были уверены, что мы мертвые. Я выжил чудом – пролежал несколько часов без сознания с зажатой в руке гранатой без чеки». В этом бою Игорь получил несколько серьезных ранений, стал инвалидом 2-й группы. За деньги по компенсации за ранение купил в Днепродзержинске дом. Сейчас на войне его сын – помогает группе «Лелека» деньгами для поездок.

Вика НиколайчукВика Николайчук, 29 лет, возглавляет общественную организацию «Будуємо життя разом».
Занимается волонтерством 1,5 года. В поездку первый раз попала вместе с Юрием Норохой. «К нам обратился итальянец с просьбой помочь доставить лекарства на значительную сумму в греческий поселок на фронте. Мы согласились помочь при условии, что половина лекарств уйдет к нашим ребятам на фронт. У итальянца не было выбора, и он согласился. Так впервые попала на передовую. Сейчас езжу раз в неделю-две, уже без этого не могу». Вика работает мастером по маникюру в офисе «Меркурий». Кроме платы за работу всегда пытается собрать у клиентов что-то для фронта. Для нашей поездки собирала у клиентов надписи на валентинки. Муж у Вики воевал в составе бригады «Житомир-1», уже вернулся домой и периодически ездит с Викой.

За день до поездки – «Лелекомобиль» готовится в путь

Участники волонтерского движения Днепродзержинска «Лелека», ранее помогавшие нашим военным в госпитале больницы им. Мечникова, а последние несколько месяцев совершающие регулярные поездки в зону АТО, начали готовиться к очередной поездке в пятницу, 12 февраля. В этот раз волонтеры собрались в зону проведения боевых действий накануне Дня святого Валентина. Носки и пояса из собачьей шерсти для бойцов связали девчата с форума газеты «Событие», а «Женская сотня» Днепродзержинска передала на передовую маскировочные сети. «Лелекомобиль» был укомплектован к обеду, и волонтеры отправились спать, ведь ночью в путь…

В школе №8 Днепродзержинска, где уже начала образовываться молодежная волонтерская группа «Лелеченята», ученики соорудили дерево с валентинками, «плоды» с которого были собраны и упакованы, чтобы отправиться к бойцам

Школа №4 сотрудничает с «Лелекой» в первый раз. На волонтеров вышли сами и для бойцов АТО подготовили большую валентинку, воду и продуктовые наборы

Свои послания бойцам подготовили в школе №12

Прихожане Украинской православной церкви Киевского патриархата собрали для бойцов сладости, домашние соленья и духовную литературу

Важной остается поддержка и местных предпринимателей. Сало, сигареты и мясо бойцам АТО передал дружный коллектив кафе «Пицца Челентано». От кафе «Зеленый попугай» на передовую отправилась свежая выпечка. А местный предприниматель Татьяна с позывным «Кипишь!», посетовав на жадных продавцов из мясного ряда, передала военным собранную ею котомку и обогреватель

И уже непосредственно перед дорогой предприниматель Татьяна отдает свежие пирожки и другие продукты

Валентинки, переданные на блок-постах украинсим военным днепродзержинскими волонтерами

С волонтерами ездил Михаил Балтакса

16.02.2016
Категорія: Новини
Теґи: АТО война участники АТО