Отопительный сезон: цена вопроса

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Планирование нынешнего отопительного сезона началось с начала года. Постоянную угрозу остаться без тепла, по задумке властей, должен был решить переход на электроотопление той части города, которая отапливается от теплоцентрали. Планам помешала остановка «ДнепрАзота». Отопительный сезон начался. Какую цену пришлось заплатить городу, рассказал Андрей Белоусов, мэр Каменского.

— Какой путь пришлось пройти?

— Еще в феврале нынешнего года я говорил о том, что ТЭЦ запустить практически невозможно. И это были не просто слова — я уже тогда понимал критичность ситуации. На сегодняшний день те времена, когда газ стоил копейки и за него можно было не платить, безвозвратно прошли. Сегодня заставляют не только платить текущие платежи, но и требуют подписать договоры о реструктуризации миллиардной задолженности города, которая копилась много лет. Поэтому начало отопительного сезона было очень сложным.

«Нефтегаз» отказывался поставлять городу газ. Мы предложили реструктуризировать задолженность и решением сессии дали гарантию оплаты долга. Тогда в НАКе решили, что этого им недостаточно, и потребовали еще и банковскую гарантию. 10 дней они рассматривали наш вопрос, а потом просто отказали. Тогда я обратился за помощью к вице-премьерам Владимиру Кистиону и Геннадию Зубко, они откликнулись на мою просьбу и настоятельно попросили НАК принять наши условия — под гарантии городского совета выдать газовые лимиты.

— Геннадий Зубко высоко оценил ваши действия на центральном телевидении. Чем это вызвано?

— До моего обращения к вице-премьер-министрам были затрачены титанические усилия. Но в НАК «Нефтегаз» не принимали наши условия. Владимир Кистион и Геннадий Зубко после моей просьбы о содействии сами понимали, что решить вопрос будет практически невозможно, ведь одним из условий НАКа было вывести ТЭЦ из банкротства. ТЭЦ — государственное предприятие, как и «Нефтегаз», и они как два государственных предприятия должны были самостоятельно решать этот вопрос, но занимался выводом из банкротства непосредственно я, потому что понимал, что каменчане мерзнут в своих квартирах.

Для вывода из банкротства ТЭЦ мне необходимо было работать с судами. На это ушло еще две недели, а быстрее это сделать было невозможно, так как в судах есть определенные процессуальные сроки. А еще нужно было разрешение арбитражного управляющего, Фонда госимущества и других инстанций. 13 ноября, в конечном итоге, было получено решение суда, и на следующий день нам предоставили газовые лимиты.

Именно НАК ввел ТЭЦ в банкротство, а его выводом из этого статуса занимался я. Вывести ее из банкротства было почти невозможно, и оценку именно этого тяжелого пути я получил от Геннадия Зубко.

Я столкнулся с огромной махиной советского прошлого. Посмотрите: по всей Украине проблемы с отоплением только в тех городах, где есть государственные ТЭЦ или частные предприятия. Во всех остальных населенных пунктах все хорошо. Нам не повезло вдвойне: у нас одна ТЭЦ — государственная, а ТЭЦ «ДнепрАзота» — частная. Нам все равно придется пройти этот путь к индивидуальному отоплению, хоть электрическому, хоть газовому — без разницы.

— Движемся в том же направлении?

— Конечно. В городе принята программа децентрализации. У нас есть четкий план по строительству котельных для детских садов, школ и больниц, замене электросетей в домах, установке отопления для льготной категории населения. Мы придерживались этого плана, начиная с марта. Согласно нему, мы проводили встречи с людьми, распространяли информацию в СМИ, открыли пункты приема документов, привлекли инвесторов, была проведена масса совещаний, разработаны проекты, проведены конкурсы, утверждены порядки и т. д. Нет второго города в Украине, где утверждена новая схема теплоснабжения с переходом на электроотопление и за полгода построено 36 котельных, заменена проводка в 400 домах и 3000 человек установлено электроотопление в квартирах. Мы действовали максимально эффективно, но в июле стало известно, что не будет запуска ПАО «ДнепрАзот», и силы были брошены туда.

Мы не могли за один год перевести всю правобережную часть города на электроотопление. Но мы сделали эту работу частично: построили 17 котельных в зоне действия ТЭЦ, заменили проводку в половине домов и переключились полностью на те районы, куда «ДнепрАзот» подает отопление. Там мы полностью обеспечили пеллетными котельными все школы, детские сады и больницы, была заменена вся электропроводка в домах на Соцгороде и «БАМе», и 85% человек из льготной категории населения успели установить электроотопление. «Днепр-Азот» запустили, но мы заранее этого знать не могли, а рисковать не имели права.

В первую очередь, подали отопление в бюджетные организации: детсады, школы и больницы. В данный момент делаем все, чтобы тепло было в каждой квартире. Нельзя игнорировать и спортивные учреждения. Посудите сами: СК «Прометей», к примеру, сейчас принимает баскетбольные клубы со всей страны. Наш клуб уверенно занимает верхнюю строчку в турнирной таблице Высшей лиги Украины, и я не могу позволить, чтобы спортсмены соревновались в холоде. Конечно, я проследил, чтобы в спорткомплексе было тепло. В конце концов, это престиж города, да я и сам болею за наш «Прометей» и слежу за его успехами.

— Что нужно успеть сделать за следующий год?

— Все бюджетные учреждения правого берега в 2019 году будут иметь свои пеллетные котельные. Мы закончим менять в оставшихся 400 домах электропроводку и установим электроотопление всем льготникам. Я буду настоятельно просить «Облэнерго» проводить работы по модернизации своих сетей, потому что все хорошо помнят слова главного инженера «Облэнерго», сказанные в марте, что им для этого необходимо три года. Первый год уже прошел — не сделано ничего. Впереди еще год, и сделать можно очень много. От города была разработана схема электроснабжения, которая поможет «Облэнерго» утвердить инвестиционную программу в НКРЭКУ. К тому же, по моей инициативе было проведено два совещания в Кабмине по этому вопросу.

— Почему нельзя было решать вопрос с банкротством ТЭЦ заранее, не дожидаясь холодов?

— Все вопросы с НАК «Нефтегаз» можно начинать решать только тогда, когда НАК выдает договоры. Мы не могли договариваться с НАКом, не имея договорных отношений на текущий отопительный сезон. Мы ждали документы, чтобы изучить их, так как каждый год они разные. В этом году «Нефтегаз» не работал по обычной схеме и не стал заключать договор на весь отопительный сезон. Вместо этого мы получили договор вначале на неделю, затем на две недели, потом на месяц. В конце ноября получим еще и четвертый. Не имея договора изначально, мы не могли установить юридический контакт с «Нефтегазом» — только получив его, мы начали проводить сессии, давать гарантии. Лимиты на газ выдают только под действующий договор.

— Уже можно быть уверенными в том, что город будет с отоплением?

— Сейчас мы ждем официального распоряжения премьер-министра Владимира Гройсмана, в котором будет запрет на отключение предприятий теплоснабжения. Даже несмотря на то, что в отопительный сезон для ТЭЦ снизили порог оплаты с 90% до 60%, а для КП «Теплосети» с 90% до 78%, мы прекрасно понимаем, что обеспечить платежи в отопительный период по ТЭЦ невозможно. Это значит, что мы можем не иметь лимитов на газ, но при наличии распоряжения Гройсмана пройдем этот отопительный сезон без отключений.

Но порог оплат был снижен не на постоянной основе, и до начала следующего отопительного сезона ТЭЦ должна выйти на уровень оплаты 90% текущих платежей, плюс погашение старой задолженности. Мы снова столкнемся с такими же проблемами. В связи с этим я снова призываю жителей переходить на газовое или электроотопление. Это можно делать даже в отопительный сезон. А во всех бюджетных организациях мы построим котельные.

Беседовал Михаил Балтакса