Священник из Каменского рассказал о Рождественском посте

Сегодня, 28 ноября, у православных христиан начинается Рождественский пост, который продлится до 6 января. И часто у людей возникает множество вопросов о правилах соблюдения поста. Мы постарались собрать наиболее распространенные, и задать их протоирею Каменской епархии Александру Князюку.
– Насколько строгим является Рождественский пост?
Есть общепринятый устав Рождественского поста. Он не настолько строгий как Пасхальный, но в среду и пятницу христиане традиционно все же воздерживаются от рыбы. Стоит отметить очень важный аспект индивидуального подхода к посту – каждый должен поститься на столько, на сколько может. И для этого не стоит испрашивать какое-то особое разрешение у священника. То есть не обязательно просить у батюшки благословения, например, на вкушение молочных продуктов. Каждый сам знает меру своих сил, состояние здоровья, загруженность ежедневными заботами, нынешнее настроение и может сам определить для себя меру воздержания. В конце концов, пост ведь заключается не только в исключении определенного вида пищи, но прежде всего во внутренней работе над собой. Намного проще не скушать колбаску, чем честно и трезво посмотреть на себя настоящего. А ведь это и есть цель поста – увидеть себя настоящего. Без воздержания человек деградирует и теряет связь с реальностью.
– Есть постные дни, когда православным можно пить вино. Почему вино даже в дни постов можно принимать?
Вино воспринимается исключительно как продукт питания. Оно полезно для здоровья, а это актуально в дни поста, когда нужно поддерживать свои силы. По крайней мере так было в старину. Когда вино было исключительно натуральным, его использовали даже в медицинских целях. Сегодня другое время и другое вино.
– Можно ли ходить в кино, театр или кафе?
Нельзя сказать “нельзя!”. Кому-то очень нужно, пусть и пост на дворе. Кому-то противопоказано даже в постные дни. Все зависит от человека, его внутреннего состояния и обстоятельств жизни. Кому-то для спасения от уныния срочно нужно сходить в кино и съесть самую большую шаурму. А кому-то в такой же ситуации рекомендовано по 50 земных поклонов в день, хлеб и вода.
Мы все разные, а правила одни. Так бывает, что даже врачи нарушают общепринятый регламент лечения, чтобы не навредить, но помочь. То есть, иногда так бывает – чтобы спасти, нужно нарушить. Ведь неосознанное слепое выполнение правил может довести человека даже до умопомешательства. “Заходя в храм, не отключайте мозг!” – слышал и такое выражение.
Нельзя поститься ради поста. Пост – это инструмент преображения личности. Нужно уметь им пользоваться.
Есть простая формула поста – мы противостоим тому, что нами обладает и постепенно превращает в ранимых, слабых и жалких рабов.
Человеком может обладать как театр, так и алкоголь. Если не мы управляем нашими увлечениями, а они диктуют нам правила жизни, захлёстывает нас с головой и лишают выбора, значит пришло время признаться самому себе – часть своей личности я уже не контролирую, часть меня завоёвана, оккупирована страстью.
– Что не желательно делать в эти 40 дней? Исполнять супружеские обязанности можно?
Хороший вопрос. Определенное воздержание супругов возвращает отношениям вкус, смысл и содержание. В обратном случае происходит профанация интимных отношений, деградация в сторону сексуальных мутаций и замещение тонкой стороны любви животными инстинктами. В таком случае даже венчанный союз можно спокойно назвать “узаконенным блудом”. Иногда то, что мы называем красивым словом “любовь” может таить в себе самые низкие стремления. На самом деле близость супругов – это величайшее таинство любви. Но мы ставим его на уровень с ежедневным кофе. Это убивает.
Уж простите, у любви есть свои строгие правила, нарушая которые, мы ее теряем.
Поэтому пост и предусматривает воздержание от супружеской близости. Но меру этого воздержания определяют сами супруги, и только они.
– Если у людей назначена свадьба, которая попадает на Рождественский пост. Приглашены гости. Как правильно поступить, если перенести торжество сложно?
Традиционно христиане воздерживаются от подобных весёлых праздников в пост. Это время отведено для тишины и сосредоточенной работы над собой. Но если жених и невеста не ассоциируют себя с православием, а просто боятся небесной кары за нарушение поста, не вижу смысла в неосознанном воздержании. Нельзя поститься из-за страха, что тебя может убить молния.
Если ты не из этой песочницы, то признайся в этом честно и крестик на шее здесь не спасет.
– Если друзья или родственники приглашают встретить Новый год с ними, но там будет непостный стол, алкоголь и громкая музыка. Как человеку лучше поступить: остаться дома и встретить праздник в одиночестве или пойти?
Можно остаться одному дома и поститься с мыслью о том, какой я ответственный христианин, не то что все эти коварные и страшные поглотители оливье. Но по-моему подобные токсичные мысли очень опасны для души.
А можно мудро “замаскироваться” в бушующей толпе как православный агент, чтоб не возгордиться и никого не осудить.
Грех – это не только крайности в злых начинаниях, но и перегибы в добрых намерениях.
– Как давно лично вы поститесь? Что для вас наиболее сложное во время поста?
Я пощусь с 12 лет. Первый пост вспоминаю с воодушевлением. Это был лучший пост в моей жизни, пост моего детства. Я ностальгирую за тем временем, ведь тогда я был максимально счастлив. Мама готовила мне всякие постные вкусняшки, я чувствовал себя легко и лучше стал учиться в школе. Тогда моей самой большой страстью был двухкассетный магнитофон. Я прятал его на целый пост. На Пасху я его доставал и слушал любимую музыку. Она тогда звучала совершенного иначе, по-новому, я открывал ее заново и это было великолепно.
С годами внутренних “драконов” развелось предостаточно, поэтому спрятанного магнитофона катастрофически мало.
Свободолюбивый зверь, попавший в капкан, чтобы спасти свою жизнь отгрызает себе лапу. Пост – не банальная диета, а реальное “выгрызание” души.
В песне группы С.К.А.Й. есть замечательные слова на этот счёт:
“Врятуй мене, втамуй мій біль,
Як босоніж на битім склі.
Врятуй мене від самого себе.
Немає сил, немає меж,
Від себе вже не втечеш.
Врятуй мене від самого себе”.