Учитель должен жить по принципу: сначала любить – потом учить

Поділитись:
WhatsApp
Viber

О реформах, достижениях и трудностях в сфере образования к началу нового учебного года рассказала директор департамента по гуманитарным вопросам Татьяна Онищенко.

– В чем суть новой реформы начальной школы?

– О необходимости реформирования системы образования говорят последние лет двадцать. Первым шагом к реформированию начальной школы было внедрение в начальный процесс школ города проекта «Интеллект Украины». Сейчас в этом проекте участвуют школы №№ 20, 25, 37, гимназия №11 и коллегиум №16.

С этого учебного года начались изменения в начальной школе. Эти изменения – начало пути к обновлению украинского образования. На этом пути нам предстоит отшлифовать все нужное, необходимое, и отсеять то, что может нам навредить.

С одной стороны, эта реформа более демократичная и лояльная. Предлагается отказаться от каллиграфии, рекомендуется детям писать карандашом, а учителям не пользоваться ручкой с красной пастой. Все это хорошо. Но я считаю, ребенка надо научить писать красиво и грамотно. Почерк формируется в начальной школе. Это определенная техника, от карандаша почерк у ребенка не выработается. Ему нужно указывать и на его ошибки, ведь ребенок в таком возрасте обращает внимание на то, что бросается в глаза. И даже если сейчас говорят, что нет обязательных требований к технике чтения, мы все же считаем, что существует тесная взаимосвязь между скоростью чтения и способностью ребенка запоминать текст. Поэтому желательно, чтобы она определялась.

Второй класс в начальной школе был сложным. Особенно математика. Считаю правильным, что сложные по восприятию программные темы переместили на третий-четвертый класс.

В новой реформе дается большая свобода учителю. Учитель сможет сам решать, сколько часов распределить на ту или иную тему. Я думаю, это даст положительные результаты. В целом, программы начальной школы изменены на 10%.

Выпускники начальной школы освоят программу и выйдут на уровень принятого государственного стандарта образования.

– Как в Каменском обстоит дело с педагогическими работниками?

– На сегодняшний день существует большая проблема педагогических кадров. Не хватает учителей информатики, физики, математики, учителей начальной школы, музыки.

– А почему не хватает?

– В профессию должны идти те, кто любит детей. Учитель должен жить по принципу: сначала любить – потом учить. Ребенок учится у того учителя, которого он любит, восприятие идет через личность.

Но как прожить учителю, который только пришел преподавать в школу, ведь ставка молодого учителя – 2050 грн.? Не будет повышения зарплаты учителю – не будет никакого смысла в реформах. Это проблема не местного уровня, а государственного.

Страдает престиж профессии. Абитуриенты, набравшие самые низкие баллы на независимом тестировании, идут в пединституты. Бытует мнение, что только неудачники идут на эту специальность. Хотя, я считаю, что лучше и благороднее сферы нет.

– За счет чего удалось решить проблемы учебных учреждений?

– В этом году для укрепления материальной базы школ было много сделано городским головой, депутатским корпусом и, конечно, родителями школьников.

Для учебных заведений из городского бюджета выделено больше 17 млн грн., больше 2 млн грн. – депутатские полномочия и 16 млн грн. – родительские взносы. В образовательных учреждениях проведены капитальные ремонты кровель, текущие ремонты спортивных залов и систем отопления. Также приобретено технологическое оборудование для трех кабинетов физики и кабинета защиты Отечества.

– Что еще осталось сделать?

– Предстоит замена крыш – мягкие кровли менять на скатные. Это большая и дорогостоящая проблема. В соответствии с требованиями техники безопасности и санитарным правилам в пищеблоках нужно менять газовое оборудование на электрическое. Необходимо составить программу по обновлению мебели в учебных заведениях, так как в связи с отсутствием таковой школы решали проблему приобретения мебели своими силами.

Компьютерные классы в школах функционируют еще с 2008 года. Компьютерная техника устарела, ее нужно обновлять в первую очередь, она не соответствует современной нагрузке.

Все учебные учреждения нуждаются в установке системы пожарной сигнализации. Также хотелось бы оборудовать футбольные поля покрытием, как в других городах.

– Все ли школы обеспечены учебниками?

– Учебники на сегодняшний день – проблема всей Украины. Мы получили 50% учебников.

Есть 24 издательства, которые могут печатать учебники. Из городского бюджета выделено больше одного миллиона гривен на закупку учебников, из областного бюджета – 442 тыс. гривен. Этих денег нам вполне хватит, чтобы обеспечить школы.

Я хочу, чтобы вы успокоили родителей. Это не трагедия, что нет новых учебников. У детей есть учебники предыдущих изданий, где есть все темы согласно новой программе. Сложнее обстоит дело с четвертыми классами – там есть темы, которых нет в учебниках начальной школы, это потребует дополнительной подготовки учителя к урокам.

Учебники для восьмых классов печатаются на средства из Государственного бюджета, но до сих пор мы не получили ни одного учебника. От школы это не зависит. В Интернете есть все учебники, и я, как современный учитель, проблемы в этом не вижу.

– Как обстоит дело в детских садах?

– Очередь в садах уменьшается. Учитывая проекты, проводимые в школах №37 и №42 о достройке детских садов и детского сада №43 на Черемушках, думаю, эта проблема в скором времени у нас уйдет полностью.

В нашем городе созданы детские сады-центры развития ребенка. Это 18% садов. Они предоставляют комплексные услуги. В этих садах программу дошкольного образования могут получить дети, которые не ходят в детский сад. В этом году планируется открыть шесть дополнительных новых групп.

– Как с отоплением в учебных и дошкольных учреждениях?

– Сейчас мы входим в три международных проекта, которые предусматривают программу термомодернизации учебных заведений. В этом проекте участвуют 27 учебных заведений. В этом году проблема отопления решена в СШ №5, техническом лицее, детских садах №№ 2, 38.

– С какими новыми предложениями будет выступать департамент?

– Планируется создание комплексной программы развития образования города. Проект данной программы будет вынесен на рассмотрение очередной сессии горсовета. Постепенное введение сертификации образовательной деятельности, проведение городского конкурса «Учитель года».

Беседовала Светлана Брижа