27 ноября трамваю Каменского исполняется 85 лет (ретрофотографии)

Редакция не могла пройти мимо указанной даты. Трамвай по-прежнему остается одной из визитных карточек нашего города. Отметим, сегодня всего 18 городов Украины могут похвастаться таким экологически чистым видом транспорта.
Вехи истории
А начиналось все в далеком 1934 г., когда был разработан проект трамвая для города Каменское. Торжественный пуск состоялся 27 ноября 1935 г. Первый маршрут пролегал от Металлургического завода через центр, Москворецкую до Цементного завода. На нем работали шесть моторно-прицепных вагонов мытищинского завода.
Первое же трамвайное депо находилось на улице Васильевской (тогда Арсеничева), в районе пересечения с улицей Манаенкова (тогда Коммунарной).
После этого, городской трамвай будет ожидать долгая и непростая история. Вместе с горожанами он переживет фашистскую оккупацию 1941-43 годов (кстати, в это время он функционировал). Восстановить утраченные в войну мощности городской электротранспорт сможет к 1947 году, а дальше начнет активно развиваться.
Кстати, наибольшее количество пассажиров (60 млн человек в год) трамвай будет перевозить в конце 60-х. Тогда ежедневно на линию в среднем выходили 112 вагонов (вагоны работали сцепками по 2 единицы).
А вот трамвайная маршрутная сеть в Каменском-Днепродзержинске достигнет своего пика в 1993 г. К этому времени в городе будет действовать 9 маршрутов, а общее количество вагонов достигнет 230.
В инфраструктуре трамвая появятся интересные достопримечательности. Так, в 1988 г. пустят в эксплуатацию здание диспетчерской №3 (на площади перед ДМК) в виде межпланетного корабля.
Переживет трамвай и несбывшиеся мечты. К сожалению, так и не откроется скоростная ветка на жилмассив левый берег. Будут и трагедии. Именно в нашем городе произойдет самая масштабная катастрофа в истории отечественного электротранспорта. 2 июля 1996 года на маршруте №2-А погибнут 34 человека, а 87 получат травмы.
Будет и период фактического забвения и упадка, когда некоторые городские политики вообще предложат закрыть трамвай и закупить вместо него десяток автобусов…
Возрождение и надежда на перспективу
Несмотря на все невзгоды, наш трамвай выжил, а последние 5 лет начал активно развиваться. Вместо 10 обшарпанных вагонов, которые с трудом выходили на линию в 2014 году, сейчас на маршрутах ежедневно работают 23. Еще 7 находятся в постоянном резерве. Наш трамвай обзавелся современной инфраструктурой: появились электронные табло; новые остановки; установлено оборудование, дающее возможность отслеживать движение вагонов через Интернет. Появилась возможность хоть частично заняться капитальным ремонтом пути. Даже закупили новую автовышку…
Трамвай – труд большого коллектива
Безусловно, лицо и визитная карточка трамвая – это вагоноважатые. При этом давайте не забывать, что для того, чтобы мы могли с комфортом проехать на городском трамвае, на предприятии ежедневно трудятся специалисты нескольких десятков профессий:
– кондукторы;
– служба пути, отвечающая за исправность колеи;
– служба энергохозяйства, которая несет ответственность за работу подстанций и всю электрическую часть;
– специалисты, занимающиеся диспетчерским управлением движения;
– сотрудники депо, которые отвечают за ремонт и обслуживание вагонов;
– автотранспортная служба;
– кадры, бухгалтерия, юристы и другие сотрудники администрации.
Редакция присоединяется к поздравлениям. Желает коллективу городского трамвая стабильной работы, дальнейшего развития и, конечно же, достойной заработной платы.
Фото из Музея истории и трудовой славы трамвайного управления г.Днепродзнржинска):
На заставке: Первое трамвайное Депо на улице Арсеничева, 1947 г.
1. 1935 г. 27 ноября торжественный пуск первого трамвая.
2. 1949 г. улица Арсеничева (сегодня ул.Васильевская).
3. 1949 г. мытищинский вагон серии «Х» на ул.Кладбищенской (сегодня пр.Шевченко, напротив горсовета).
4. 1955 г. Транспортная площадь (сегодня Майдан Героев).
5. 1970-е года строительство Депо (возле Цементного завода, где оно находится и сейчас).
6. 1983 г. проспект Ленина (сегодня пр.Свободы) – фото Якова Куценко
7. 1984 г. вагоновожатые.
8. 1980-е вагоны Татра Т3 на площади Ленина (сегодня Майдан Героев) – фото Якова Куценко.
9. Трамвай Каменского сегодня
При подготовке публикации использована информация страницы КП КГС «Транспорт» в ФБ.
Игорь Кузьминский