Годовщина взрыва 7-й доменной на ДМК, когда погибли 18 человек (документ и фото публикуется впервые)

Доменная печь №7 (далее: ДП-7) на ДМК была уникальным сооружением. Ее запустили в работу в 1932 году. На то время она была самой мощной домной не только в СССР, но и в Европе. Вскоре после запуска ДП-7 получила почетное звание Лучшей домны страны…
К 1993 году седьмая домна, по меркам металлургии, была уже довольно старой, требующей особого ухода и технического обслуживания (источник – страница Музея ДМК в facebook).
Как все произошло
Редакция располагает фотокопией Приказа №507 от 17 сентября 1993 г. «Об аварии на доменной печи №7» (смотрите по ссылке), подписанного и.о. директора ДМК Николаем Петровичем Подберезным (оригинал документа находится на государственном хранении в Архивном управлении г.Каменское).
В приказе указывается, что трагедия случилась 7 сентября 1993 г. в 14 часов 05 минут (кстати, некоторые СМИ тогда называли другое время: 11:00).
В документе говорится, что во время раздувки доменной печи произошел взрыв. Он повлек разрушение кожуха ДП-7, металлоконструкций и узлов. Инцидент сопровождался выбросом раскаленных газов и кокса.
В результате ЧП были травмированы 28 человек, в том числе, 16 – со смертельным исходом. В более поздних публикациях на официальном сайте ДМК появилась цифра 18 погибших.
В городе был объявлен 3-дневный траур. В причинах случившегося разбиралась правительственная комиссия во главе с Василием Евтуховым, вице-премьер-министром Украины (смотрите по ссылке).
Из рассказа очевидцев…
Вспоминает Петр Михайлович Герасимов, председатель совета ветеранов ДМК:
– На всю жизнь запомнилось это зрелище. Над домной, которая еще стояла, поднялось грибообразное облако. Я видел, как из подбункерного помещения выбежали три человека, на которых горела одежда, и они стали сбивать с себя пламя. Видимо, это были те, кто находился у самого выхода. А со стороны разливки выехал тепловоз с двумя ковшами, засыпанный горящим коксом. Повезло, что тепловоз въехал туда на большой скорости, и силой инерции его вытолкнуло наружу. А тут из поврежденных труб огромной волной хлынула вода и залила горящий тепловоз. Это спасло машиниста и помощника.
Причины случившегося
В приказе №507, со ссылкой на результаты работы государственной комиссии, фиксируются причины аварии. В частности, среди них назывались:
– длительная работа печи в режиме подвисания шихты;
– несоответствие технических параметров пара;
– форсирование дутьевого режима печи;
– неудовлетворительное качество кокса;
– нарушение в организации работ: возле ДП-7 находились сотрудники, которые не были связаны с ее обслуживанием в процессе задувки и раздувки.
Кого наказали
Читая пункты документа, где указаны дисциплинарные меры воздействия к сотрудникам комбината, можно понять, кого признали виновным в случившимся. В основном это руководители низшего и среднего звена.
В частности, объявили выговор и освободили от занимаемых должностей:
– начальника доменного цеха Сергеева В.Н.;
– сменного мастера Бандурченко А.И.;
– и.о. мастера огнеупорных работ Озимук И.Л.;
– газовщика Верещак И.Л.
Остальные отделались выговорами:
– заместитель генерального директора по аглодоменному производству Рязанов С.П.;
– заместитель главного инженера по технике безопасности Осипов Б.Д.;
– начальник отдела охраны труда и техники безопасности Опанасенко А.П.;
– старший производственный мастер по технологии Седых В.Е.
За полчаса до трагедии: жертв могло быть больше
Вспоминает Алиса Владимировна Мартынова¸ работавшая тогда в доменном цехе машинистом аспирационных и вентиляционных установок:
– Мое рабочее место находилось как раз напротив седьмой печи, только через эстакаду. После взрыва в машинном зале наступила темнота, за окном все затянуло черной пеленой. Эта пыль оседала довольно долго, и когда наконец появился малейший просвет, я сразу же пошла и быстро выключила установку. Вышла наружу и ахнула – домны нет! Побежала на аглофабрику звонить своему начальнику, старшему мастеру по газовым работам Николаю Ивановичу Краснянскому, так как у меня телефон уже не работал. Он сказал мне оставаться на месте и по возможности находиться на связи. Я хотела пройти ближе к месту взрыва, думала, может, помочь нужно, но не смогла, так как там было выше колена горячей воды.
Хочу немного рассказать о Николае Ивановиче. Это был замечательный человек, его уже нет с нами, но все, кто знал его, вспоминают о нем с теплотой и благодарностью. Он был очень ответственным и правильным, дисциплина у него на участке была всегда на высоте. А в тот роковой день его бригада выполняла на 7-й печи ремонтные работы, и вот за полчаса до трагедии он вдруг дает команду – закончить работу и всем покинуть печь. Все удивились, ведь смена еще не закончилась, но подчинились. И люди остались живы. Видимо, у него интуиция сработала, словно предчувствовал беду (источник: http://www.dmkd.dp.ua/4461).
Помощь пострадавшим
Согласно открытым данным, после трагедии было сделано много, чтобы помочь семьям пострадавших. Завод оплачивал лечение, похороны, предоставлял существенную материальную помощь (квартиры, авто, мебель, бытовую технику). В то время был создан специальный фонд, куда многие горожане несли вещи, перечисляли свои сбережения.
От автора. Сейчас на месте взорвавшейся печи стоит новая современная ДП №1М. В память о трагедии не осталось даже мемориальной таблички. К сожалению, нет возможности опубликовать и полный список погибших рабочих, а также рассказать об этом ЧП в больших подробностях.
Не за горами 30-летие данной трагедии. Было бы правильно к этому времени собрать и обобщить всю информацию об аварии, чтобы рассказать подрастающему и будущим поколениям жителей Каменского о том, что же случилось в 1993 году на главном предприятии города.
Сегодня же – давайте почтим память погибших металлургов.
Фото из архива Виктора Куленко:
– на заставке момент взрыва;
– ДП№7 после запуска в работу.
Игорь Кузьминский