Катастрофа трамвая №2-А в Днепродзержинске: как это было (фото, документы)

Время стирает с памяти даже самые большие трагедии, а вместе с ними уходят в прошлое уроки, которые мы должны были из них извлечь…
Судный день
2 июля 1996 г. в 17:20 у трамвая, следующего по маршруту №2-А, на участке, где он двигался по крутому спуску на улице Чапаева (сейчас Гетьмана Дорошенко), возникли проблеме с электрическим питанием. В результате у транспортного средства отказали тормоза и прекратил работать механизм открытия дверей. Многотонная махина с запертыми в салоне более 150 пассажирами устремилась к улице Ленинградской (сейчас проспект Аношкина). Большая скорость не позволила вагону войти в крутой поворот. Трамвай сходит с рельс, потом налетает на бетонный отбойник (по мнению экспертов, если бы не это сооружение жертв было бы в разы меньше) а затем переворачивается. На месте ДТП погибло 29 пассажиров, еще 5 умерли в больнице. Получили травмы 87 человек.
По количеству жертв авария на маршруте №2-А стала самой кровавой за всю историю трамвайных перевозок как в Украине, так и на всем постсоветском пространстве.
Масштабы трагедии были колоссальные. Не смотря на назначенные празднования по поводу принятия Конституции Украины, в стране объявили 3-дневный траур. Для расследования причин инцидента в Днепродзержинск прибыла правительственная комиссия.
В той аварии было много всего: от трагического, до мистического, и это не преувеличение. Если проанализировать рассказы горожан, которые по какой-то причине не сели в этот трамвай, или вышли из него за миг до трагедии, изучить даты рождения тех, кто в ней пострадал, а также ряд других совпадений – поневоле начинаешь верить во вмешательство высших сил.
Однако данный материал основан, прежде всего, на документах, которые фиксировали различные стороны этой трагедии.
Отчеты, фотографии, информации, газеты о той катастрофе хранятся в архивном управлении Каменского городского совета.
Причины трагедии
Согласно Акту правительственной комиссии (смотрите по ссылке) авария произошла из-за эксплуатации на маршруте технически неисправного трамвая.
Кстати, из материалов опроса Валентины Голодовой, водителя трамвая (она выжила, хоть и получила травмы) проблемы с вагоном начались еще, когда она принимала смену. Перед тем же, как начать движение на тот трагический круг, В.Голодова заехала в депо и сообщила о проблеме с наличием напряжения. Более того, диспетчер Н.Куркова дала ей добро ехать в парк и устранить неполадку, но на линии не было резервного трамвая, а люди уже около часа ожидали трамвай на остановке.
Водитель-наставник Лидия Сиданченко (В.Голодова была только начинающим сотрудником, ей было 20 лет) предложила исправить проблему при движении вагона. У нее вроде бы это получилось, и она вышла на остановке Баглей. Далее В.Голодова следовала по маршруту сама. Что случилось потом – мы рассказывали.
От технических поломок не застрахован никто, но вероятность их возникновения может быть разной.
Когда эксперты правительственной комиссии начали анализировать работу Днепродзержинского трамвайного управления, выяснилось много деталей. Оказывается, из пребывающих на балансе предприятия 134 вагонов – 70 простаивали из-за поломки. По причине отсутствия необходимого финансирования трамвайное управление было не в состоянии заключить договоры со специализированными заводами на ремонт вагонов. Собственные мастерские из-за низкой зарплаты, плохих условий работы (зимой помещения не отапливались) были укомплектованы специалистами лишь на 50%.
В Акте будет указано, что из-за нерешенности материально-технических вопросов предприятия со стороны городских властей, трамвайное управление было не в состоянии закупать в необходимом количестве запчасти, и качественно обслуживать вагоны.
Также в одном из документов архива указывается, что в неформальной беседе один из работников трамвайного управления сообщил, что раньше на маршруте 2-А было несколько технических остановок, но их сократили, чтобы не так изнашивались тормозные колодки…
Наказание
Как сообщает известный городской журналист Людмила Глок, после аварии на скамью подсудимых попали 3 человека: водитель трамвая, ее наставник и мастер. Сроки (небольшие) получили только двое последних.
При этом в Акте правительственной комиссии было указано гораздо больше лиц, которые допустили нарушения, приведшие к трагедии: Локтионов И.В., первый заместитель председателя городского совета; Лидовский Э.И., начальник управления городского транспорта; Засуха А.А., начальник трамвайного управления; Рязанцев А.Ф., начальник ДЕПО №2; Драгун И.В., главный инженер Депо №2; Негляд В.Ф., главный инженер трамвайного управления.
Безусловно, упомянутые люди непосредственно не управляли неисправным трамваев и не выпускали его на линию, но они (каждый в меру своих полномочий) отвечали за организацию и обеспечение работы трамвайного управления в целом (в каком оно было состоянии, мы рассказали). А значит, так или иначе, причастны к той трагедии, которая переломала ни одну сотню судеб горожан.
При этом, давая оценку работы упомянутым чиновникам, не стоит забывать, что время их руководящей работы выпало на непростые 90-е. Это был период разрыва экономических связей, неплатежей, задержек зарплаты, а для Днепродзержинска еще и транспортного кризиса из-за нехватки трамваев и автобусов.
От автора: Документы, рассказывающие о трагедии на маршруте №2-А, наглядно показывают, как жизнь и здоровье горожан зависят от неприметной, обыденной работы городских служб. Причем в таких ее вопросах, которые не сразу бросаются в глаза. На эти «мелочи» не приглашают журналистов, ими не хвастаются при подготовке к выборам, и на их финансирование очень часто не хватает бюджетных средств. Часто эта «текучка» может подождать, но иногда у нее накапливается своя усталость и, наверное, «обида, что ее игнорируют». А временами случается так, что эти недоработки могут дождаться своего «2 июля» чтобы напомнить о себе всем и надолго…
Игорь Кузьминский